Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Суббота, 23 сентября 2017
Соседи в социальной сети ВКонтакте

Вопросы фестивальной кухни

29 марта 2017

С 21 по 25 апреля в Великом Новгороде будет проходить 14 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL, на котором будут представлены драматические постановки, современная хореография, кукольные спектакли. В 2017 году фестиваль принимет театры из России, Китая, Кореи, Швеции, Португалии, Франции, Германии, Латвии, Италии, Лихтенштейна, Бельгии. О том, что же стоит за таким масштабным культурным событием, как именно шла подготовка к фестивалю, рассказала вице-президент Российского центра АССИТЕЖ и шеф-координатор фестиваля Татьяна Боброва.


- Когда начинается подготовка к очередному фестивалю «Царь-сказка»?

- Когда завершился фестиваль в 2015 году, то буквально с момента окончания мы понимали, что надо работать над следующей программой. И когда Новгородский театр «Малый» начал принимать участие в других фестивалях, то мы сразу стали отсматривать спектакли, которые  бы хотели увидеть у себя в программе. С сентября 2015 мы объявили большой «open call», кода театры стали присылать свои спектакли к нам, чтобы показать их на будущем фестивале.  

- Как много театров хотят принять участие в фестивале?

- У нас было около 150 заявок  в 2017 году, а отобрать необходимо наиболее интересные и перспективные постановки. Но это не всегда означает, что театры приедут к нам на фестиваль, так как дальше в силу вступают такие обстоятельства, как финансы, культурные институции, которые поддерживают или не поддерживают тот или иной театр.  К тому же, если раньше участники были безумно счастливы приехать издалека и показаться в другом городе, то сейчас  некоторые говорят о гонорарах, об оплате за дорогу.  Мы можем вместе  начать искать финансовые возможности. Например, в этом году мы, чтобы пригласить театр из Нягани, посылали запрос губернатору Ханты-Мансиийского автономного округа. Страна у нас очень большая, мы бы с удовольствием пригласили и театр из Хабаровска, но понимаем, что затраты на дорогу - одна из основных финансовых трудностей для приглашенных представителей театров.  

- Как создается афиша фестиваля? Какая работа стоит за организацией показа всех спектаклей?

- Мы стараемся сделать афишу театра разнообразной. Важно, чтобы были спектакли и для детей, и для взрослых, и для среднего возраста, и для студентов. Поэтому фестивальная «кухня» начинает очень активно бурлить,  начинаем дружить с разными культурными институциями. Мы очень рады, что в этом году Французский институт в Санкт-Петербурге откликнулся на наш призыв, и мы увидим два спектакля из Франции. Причем один к нам привозят из Руана. Это современный танец для детей от компании Etandonne, а второй спектакль «Собачье сердце» из города-побратима Великого Новгорода Нантера от компании «Рев стрекозы».

Есть замечательный проект «Театры городов-побратимов». Мы много говорим о  связях между нашим городом, Билефельдом (Германия) и Нантером  (Франция), но в основном это касается взаимодействия в области экономики или сотрудничества студентов наших университетов. Но и  на уровне профессионального искусства дружить оказалось тоже перспективно. Ведь не менее важно показывать, что создают сейчас театры в Нантере или Билефельде.

Это две абсолютно разные компании. «Рев стрекозы» – это пример очень интересного и независимого театра, а городской театр Билефельда – это практически театр-завод, который производит, представьте себе, 600 спектаклей в год. У них есть огромные оперы, современные танцевальные спектакли, которые мы бы с удовольствием привезли сюда, но мы не можем этого сделать по техническим соображениям, т.к. наши театральные площадки уже не соответствуют многим современным требованиям. Театр Билефельда привозит драматический спектакль «Я позову моих братьев» о проблемах терроризма и напряженности в обществе.

- В чем заключаются ваши обязанности как шеф-координатора фестиваля?

- Фестивальная работа имеет огромное количество задач. Я отвечаю за программу фестиваля, также «отсматриваю» спектакли для будущей программы, начинаю звонить в различные министерства, фонды, посольства. Это уже  огромная сеть контактов, сформированная за годы проведения фестиваля. Иногда надо решать нетривиальные задачи – отыскать чучело утки или пару дуэльных пистолетов, потому что через границу их не провезешь, или искать особые музыкальные инструменты для спектакля, который будет показан в программе. Это тоже вызовы для фестивального менеджера.

Хорошо, что сейчас можно общаться посредством интернета и социальных сетей. Я всегда смеюсь, что Facebook сейчас делает гораздо больше, чем любая официальная почта, так как теперь человека можно найти в любое время и договориться гораздо быстрее, чем раньше. Фестиваль существует с 1992 года - и тогда он начинался с  телеграмм и факсов. Тогда театр телеграфировал о своих решениях. Сейчас все стало гораздо мобильнее.

- С какими театрами в этом году получилось сотрудничество? Какие существуют особенности сотрудничества с театрами других стран?

- Мы общаемся с Китаем, и приходится учитывать даже разницу во времени.  А из Кореи мне могут звонить и два часа ночи. Сотрудничество с Кореей началось в 2007 году. Мы привезли первый корейский театр BST company в Великий Новгород со спектаклем «Гамуньянг», чем страшно гордились. Я всегда радуюсь, когда привозят такие спектакли, потому что это итог  долгих переговоров. 

Корейский кукольный театр The BEFU приезжает впервые из Сеула, спектакль «Мальчик и дерево» мы сами увидели в Париже, корейский театр в то время гастролировал в Theatre de la Ville - это очень известный театр, где работала Сара Бернар. Мы в это же самое время были на гастролях в Нантере. И мы посмотрели его на французской территории и решили привезти в Новгород.

Некоторые гости ездят к нам постоянно. В этом году к нам приезжают целые делегации из Японии, Китая - они специально хотят попасть на «Царь-сказку», чтобы отобрать лучшие спектакли для собственных фестивалей. Мы проводим встречи директоров международных театральных фестивалей, чтобы лучше узнать творческие возможности и проблемы друг друга.

- В этом году лаборатории  "Молодая критика – театральное будущее" исполняется уже 10 лет. Как она была создана?

- На тот момент мы понимали, что существуют лаборатория молодых драматургов, которая способствует развитию драматургии и появлению новых пьес, лаборатория молодых режиссеров, которая дает им шанс быть услышанными в театрах. А молодые критики, которые только  заканчивают театральную академию или первые годы после учебы работают, часто не имеют возможности участвовать в открытых дискуссиях, увидеть фестивальное движение изнутри. Важно дать им поле для работы. Им необходимо уметь видеть, слышать и понимать, что происходит на их критическом поле, какие театральные специалисты есть в странах Прибалтики, в Финляндии или в Польше, уметь общаться и выстраивать собственную профессиональную сеть контактов. И тогда мы решили, что это будет уникальный проект совместно с Союзом театральных деятелей России в рамках фестиваля. Это стало  классным решением, потому что фестиваль сразу начал обретать молодое дыхание.

- Что именно дают фестиваль «Царь-сказка» и лаборатория молодым критикам?

 - После фестиваля критики продолжают общение, ездят друг к другу в гости и организуют подобные лаборатории у себя в театрах. Ведь даже школы театроведов Москвы и Санкт-Петербурга – это абсолютно разные вещи. И когда они начинают общаться и обмениваться опытом, это превращается в очень интересный профессиональный процесс, они получают возможность публиковаться на фестивале, узнавать друг о друге, увидеть, как работают их коллеги в Латвии или Литве.

В этом году мы поставили рекорд  - 55 заявок из России, а вместе с иностранными гостями их было больше 80. Всего мы отобрали 16 человек. В фестивале примут участие иностранные гости из Эстонии и Латвии. А наши российские коллеги приедут из Воронежа, Ханты-Мансийска, Хабаровска, Новосибирска и других городов большой страны.

- В рамках фестиваля театр «Малый» представит спектакль для детей «Баллада о маленьком буксире». Почему именно это спектакль выбран? И чего еще ждать от фестиваля?

- У нас состоится премьера спектакля режиссера Надежды Алексеевой для взрослой аудитории в технике театра движения - это будет спектакль-сюрприз. А также в программу мы решили включить «Балладу о маленьком буксире». Спектакль сделан в новой для нас технике песочной анимации, которую освоил актер Олег Зверев. А стихи Иосифа Бродского звучат в исполнении Андрея Данилова. Этот спектакль был уже показан на Международном театральном фестивале в Петербурге и получил приз за режиссуру (Надежда Алексеева). И мы подумали, что эта постановка – отличный шанс показать то новое, чем живет театр.

Беседовала Наталья Татаринова
театр

Похожие материалы:

Новгородский театр «Малый» получил четыре награды на Международном театральном фестивале «LUDI» в Орле

Спектакль «Вдребезги» получил приз профессионального жюри «Лучший спектакль Большой Сцены». Режис...

Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» примет участие в Международном театральном фестивале «LUDI»

Фестиваль пройдет с 7 по 13 июня в Орле. Спектакль «Вдребезги» по стихам поэтов Серебряного века ...

Новгородский академический театр драмы принял участие в фестивале «Мелиховская весна»

Фестиваль прошёл в музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» в 18-й раз.

Театр «Малый» представит спектакль «Где живет ветер?» на Международном фестивале в Таллинне

Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» представит в Таллинне спектакль «Где живет ветер?...

Художественный руководитель театра «Малый» Надежда Алексеева будет награждена премией Президента АССИТЕЖ

Художественный руководитель Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» и Международного те...