Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Пятница, 20 октября 2017
Соседи в социальной сети ВКонтакте

Февральские приключения

10 марта 2017

Праздники, ожиданно наставшие во второй половине февраля, спровоцировали немногочисленных энтузиастов расчехлить свои транспортные и прочие средства, посетить не столь отдаленные от Новгорода места.

23 февраля

Нашей немногочисленной велосипедной компании  всё же удалось собраться на озеро Вяжницкое, что за Вяжищами. По небольшому свежевыпавшему снегу мы проехали обочиной Сырковское шоссе до акроновского кольца. По ветру двинулись асфальтом на Вяжищи, подобрали забросившегося на личном авто Глеба Захарова, сходу миновали монастырь и за околицей Вяжищ повернули в поля. Дорога на торфоплощадку проезжая: в полях нам встретились трактора, груженые дровами и одна легковая машина. Удалось прокатиться по просеке в отделенном от дороги лесном массиве вдоль канавы, но недалеко. Просеки уводят в сторону от дороги.

Теперь дорога существенно усложнилась, появились резкие обледеневшие колеи. Ехалось неспоро и нервозно даже на шипованной резине, колеса постоянно и непредсказуемо норовило “срезать” в сторону. Немного даже пришлось и попадать. Облегчилась обстановка лишь за километр до торфоплощадки. Здесь сделали первый перерыв на чай из термоса.

В сторону Вяжницкого озера ведут уверенные промерзшие колеи, однако из закраин болота их уже изрядно подмочило выступающей водой. На краю просеки, возле озерного болотного подступа, стоял УАЗ-“буханка” без признаков людского присутствия. Мы протиснулись мимо него и успешно выехали на лед. Антон Михайлов не преминул растянуться на ровной ледяной поверхности, проверяя её на скольжение.

В качестве достойной цели мы выбрали исток реки Веряжи, который легко отыскать на любой карте местности. Несколько разрезающих болотную гладь озерного берега ручьев сливаются на краю леса в русло шириной метра три. Бобры отметили исток парой огромных хаток выше человеческого роста. Русло вскрыто ото льда, подходили мы крайне осторожно. Сделав фото и проведя наблюдения, наша команда решила не отходить далеко на привал. Благо, дров по берегам озера более, чем достаточно.

Соорудили с помощью цепной пилы и топорика костер возле толстого валежника. Игорь Некипелов поставил на портативную газовую плитку заготовки для каши из местной вяжницкой воды. В целом привал удался, место возле истока Веряжи тихое, безветренное. Посидели в общей сложности едва более часа, отметили праздник и собрались в обратный путь.

Прежде, чем поехать знакомой уже дорогой, совершили по льду озера большой круговой заезд. Обнаружили несколько ночевок, сооруженных над болотиной из кольев, плот-охотничью засидку на острове. Людей так и не заметили.

Обратная дорога мне показалась проще, вероятно, снег подтаял и стал подлипать к ледяным колеям. Нам удалось в результате по светлому времени проехать до города. Миновав Вяжищский монастырь, мы распрощались с Глебом, уже втроем проехали всю дорогу по лесу к дачам у Сырково, где от нас отделился Антон. Остались мы с Игорем вдвоем покорять путь по Лужскому шоссе на другие дачи и железной дорогой до остановочного пункта 88 км.

По шоссе двигались левой обочиной, выезжая на асфальт при отсутствии видимого вблизи автотранспорта. Обочина сплошь покрыта снегом около 5 см, продвижение по ней на велосипеде весьма затруднительно. Дороги и тропки дачного массива и подавно непроезжие, нам пришлось тропить пешком. Путь от железной дороги до пос. Григорово хорошо раскатан, но был полностью покрыт снегом и льдом. Окончательно разделилась наша команда у Кремлевского парка. Итог поездки - целый световой день приключений, от старта в Колмово до финиша в центре проехали около 50 км.

Лыжная разведка Мстинские быки - Мшажка

В последний день праздников в рейсовом автобусе на Холынью собрались трое отчаянных лыжников-краеведов. Предводителем и идейным организатором традиционно стал Михаил Баранов. Задача, которую мы для себя наметили, состояла в посещении нескольких памятных мест, а также разведка возможных в дальнейшем маршрутов.

Начали мы, выйдя из автобуса прямо на левый берег Мсты, по неровной снегоходной дороге, проходящей по льду реки. Пройдя, однако, несколько километров ледяного поля, решили разведать левобережную полевую дорогу. Идти на лыжах в колее весьма некомфортно, поэтому шли мы краем вдоль дорожной канвы. Поражает размах мстинских полей, редко перемежающихся зарослями ивового кустарника и одиночными высокими деревьями.

Следуя по азимуту к остаткам николаевской железнодорожной насыпи, мы постоянно сверялись с картой: ориентирование на одообразной местности затруднено. Весьма споро нам удалось достигнуть мстинских “быков”, которые, конечно, не поражают масштабом. Правобережная опора возведена была на высоту полутора метров и законсервирована, центральную едва успели отсыпать и забутовать, а левобережной и вовсе не существует. Помешала Первая Мировая.

Прогулявшись вдоль воображаемой линии железки, мы обнаружили, что лыжный поход вдоль насыпи может сулить массу проблем: кругом густые заросли. Пеший же летний вариант трудно реализуем из-за массы рек и речушек, пересекающих путь. Тут нужно будет поработать над организацией и легендой. Испив на месте непостроенного моста чаю, мы отправились вверх по Мсте правым берегом. Свернули в протоку-Старуху, полюбовались на приют, построенный на ее берегу, осмотрели идущую к нему полевую колею. Приют создает впечатление заброшенности, легкого декаданса. По берегам Старухи начали попадаться первые дубы. На входе в протоку мы немного развлеклись, фотографируя торосы.

Далее перед нами уже виднелось устье Мшажки, следующий пункт маршрута. На правом берегу Мсты полевая дорога проложена более серьезно: разрезающие ее русла речек и канав перекрыты бетонными мостами, на нашем пути их оказалось два. Подле первого моста через впадающую во Мсту канаву нашли мы искусно сделанную лодку-плоскодонку на стальном шпангоуте. Выше второго моста, что через речку Мшажку, расположилось обустроенное угодье рыболовов: бревенчатый дом, баня, беседка и прочее хозяйство. Кстати, беседка послужила нам для легкого обеда. Полевую кухню мы разворачивать не стали, сэкономив время.

Путь в пойме Мшажки примечателен богатыми дубравами по берегам, да крутыми изгибами русла. Постоянно появляется потребность смотреть карту, чтобы не угодить в приток. Один раз мы так сделали нарочно, разведав дорогу в Ново-Кунино, в другой - попали случайно, разогнавшись по хорошему плотному снегу. Русло речки окружено полями, бывшими сенокосами, опушками. Идется по нему увлекательно и легко. Само собой, появились планы пройти речку на байдарках по высокой воде.

На подходах к впадению во Мшажку большого притока Озёрки попались нам две ночевы с навесами из кольев и пленки. Чем занимались тут аборигены, остается только гадать. Вероятно, охотой-рыбалкой, но возможно, и грибной ловлей. Местность располагает. Русло притока Озёрки значительно уже, столь же петлявое. Лес подступается плотнее. Где-то в широкой части мы попытались прорубиться до чистой воды, но оставили попытки после 30 см пробитого слоеного льда. На подходах к ЛЭП возле самой уже деревни Мшага русло начало скрываться в кустах, что заставило нас выйти на бережок, на автомобильную колею. По ней мы и вошли в деревню.

Разувшись и зачехлив лыжи на тротуаре, мы дотопали до второй в сторону Новгорода остановки, где дождались через полчаса локального автобуса в город. По навигатору поход показал хороший результат - более 20 км легкой лыжной тропежки. Погода подвела нас только в самом конце пути, что никак не повлияло на общий позитивный тон поездки.

Пётр Шеронов
путешествия

Похожие материалы:

Великий Новгород входит в топ-10 городов России для отдыха с детьми на осенних каникулах 2017 года

Российский сайт бронирования жилья Tvil.ru определил города России, популярные для путешествий с ...

Лыжное посещение пустошей Устье и Шабаново. 19 февраля 2017

В планах на это воскресенье мы с приятелем, краеведом-любителем Михаилом Барановым, держали посещ...

Водная поездка на Липну

Совершили с супругой первый двухдневный тур на веслах. Маршрут был запланирован кольцевой: старт ...

Великий Новгород вошел в первую десятку городов, популярных для туризма городов России по итогам майских праздников

Туристический сервис Travel.ru подвел итоги путешествий российских туристов на майские праздники ...

Старая Русса вошла в топ-10 малых городов для недорогих путешествий на майские праздники

Туристический сервис Travel.ru составил рейтинг десяти популярных у туристов малых городов России...