Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Воскресенье, 19 ноября 2017
Соседи в социальной сети ВКонтакте

Велосипедный поход: 320 км дорог и бездорожья

13 июля 2017

В планах предстоявших выходных мы обозначили посещение ильменского глинта, деревни Камень, усадеб Горки и Каменка волотовско-солецкого направления, остатков деревни Казачий Лютец.

По традиции в маршрут включились и пешие участки, но в основном передвижение планировалось по приличным периферийным дорогам. Главные дороги в наших краях, увы, часто качеством сегодня не блещут.

Собрались на старт пятеро участников. Начали движение от ж/д вокзала Новгород по трассе на Шимск. Погода благоприятствовала: ветер поддувал неощутимо вбок, и солнечный свет сильно не досаждал, день выдался нежарким. В Борках на мосту нас нагнал еще один товарищ на автомобиле, направлявшийся в деревню Мстонь близ Коростыни, куда поехали и мы следом. Путь до Шимска занял чуть более двух часов. Здесь пополнили продовольственные запасы и двинулись далее. Где-то на подъезде к повороту на Коростынь мы распрощались с Игорем AKA versus, решившим накрутить вокруг Ильменя. Дорога на всем протяжении от Шимска и, вероятно, до Старой Руссы отремонтирована, но асфальтированная обочина узковата. Захватив во Мстони Андрея проводником, двинулись в Коростынь.

Напротив Путевого дворца посетили колодец с ключевой водой, осмотрели пруд, из которого питались влагой местные яблоневые сады.

Вдоль берега Ильменя продолжили крутить по грунтовке, изрядно подмокшей от дождей, любуясь на гладкую поверхность полноводного ныне озера с края глинта. Ехали с трудом, местами спешиваясь, пока не уткнулись в новострой на поле близ деревни Пустошь. Пришлось поплутать, обходя нарезанные и огороженные частные владения. Дальнейшая дорога от Пустоши в Ретлё практически заросла, теряется в травах. Местами попадаются дикие свалки по обочинам. Перемещаясь по вязкому грунту, мы пересекли поле перед выходом к устью реки Псижи. У некоторых велосипедов грязью наглухо забило крылья.

На галечный пляж мы вышли уже в предвкушении надвигавшейся на нас от озера грозы. По сей причине много зависать не смогли, спрятались между зарослей ивняка и раздули примусы. К нашему счастью, грозовые облака разнесло по сторонам, и грозы нам не досталось. Спокойно пообедав, снялись по “официальной” дороге, парадоксально не накатанной, обратно в Ретлё. Причина заброшенности подъезда к глинтам кроется в совершенно раздолбанном тракторами выезде из самой деревни. Мы, однако, преодолели это без труда. Асфальтом проехали в Буреги, спустились полюбоваться на брод через разлившуюся Псижу, прокатились по тропинке к церквям. Разрушений храмового комплекса визуально не прибавилось, но заметно, что состояние построек близко к аварийному.

В Бурегах набрали воды в колонке, передохнули и отпустили проводника-Андрея домой во Мстонь. Сами же по дороге вдоль левого берега реки Псижи поехали на Валтошино - дер. Псижу - Деревик. Полями на юго-запад от Деревика начался первый пеший участок.

Около километра читалась колея старой дороги, само поле оказалось местами сильно подтопленным, межи заполнены водой выше колена. По мере приближения к ЛЭП 10кВ, протянутой до деревни Камень, заросли ивняка становились чаще и гуще, что сильно замедляло наше движение. Ко всему ноги постоянно пребывали в водной среде. Выйдя на вычищенную просеку ЛЭП, мы обреченно убедились, что вода стоит постоянным уровнем вдоль всего её протяжения. Местами приходилось велосипеды поднимать на руки, дабы не намочить педали и втулки.

Водное шествие продолжилось еще около полутора км, пока мы не достигли колеи, уходившей на поле к Камню. Преодолев последний ручей на поле, мы узрели чудной, поражающий воображение своим размером, Камень - обломок балтийского гранитного щита. Цветом реголит подобен тому, на котором взвился в Петербурге Медный Всадник, однако существенно превосходит тот размерами. Месторасположение обкошено, оборудовано беседкой, WC, скамьями и мостиком через ручей. У Камня есть приставная лестница.

Подгоняемые комарами, живо развернули мы палаточный лагерь, приготовили в беседке ужин и расположились на ночлег. Первая ночь выдалась нежаркой, особенно тому, кто предпочел устроиться в однослойной палатке. Подъем вышел относительно поздним - не ранее 9 часов. Вдоволь насладившись красотами пейзажа и утренним солнцепеком, в надежде не мочить более ноги, часов около 11 мы отправились по слегка проторенной колее на выезд в деревню Камень. Однако воды на поле снова оказалось с избытком, ноги пришлось намочить. Спасибо жителю деревни, который утруждает себя выкашиванием дорожки и площадки вокруг Камня, иначе дискомфорта было бы куда больше.

Второй день мы начали грунтовками, перешедшими в малоезженный, советских годов, асфальт. Ехали по направлению на Волот, далее решили по плану проехать “по главной” разбитухе на Горки Ратицкие, Вязовню, свернули к деревням Гряда - Долга - Светлицы. Далее нужно было преодолеть небольшой участок полей и пролесков, чтобы выйти на Владимирское. Первый километр можно было ехать, ибо охотники за дровами проторили неплохой полевой зимник, упершийся в канаву мелиорации. Её мы преодолели во фронт, не найдя в кустах переезда. Оставшиеся полоски и пролесок шли вдоль глубоких наезженных годами ранее колей, заросших олешнягой. В целом пешка вышла несложной, но ноги опять намочили, форсируя ручей.

Деревни этого края отличаются неповторимой камерностью, уютом и тишиной. Местные жители охотно идут на разговор с заезжими “новыми” людьми. В направлении Владимирское - Боровня - Гребня мы обнаружили хороший старый асфальт, далее свернули на юго-запад на грейдер к Вязище - Гремок. По мере приближения к пересечению ж/д полотна на Дно дорога сошла в узкую тропку, после перехода через ж/д - в читаемую колею. Наконец, мы и пробрались к бывшей усадьбе Каменка.

Усадебный комплекс в деревне Каменка состоит из парка и водной системы местной речки Леменки, впадающей ниже в Шелонь. В парке множество живой и отжившей своё грандиозного масштаба туи, стоят дубы в три обхвата. Посередине парка расположены развалины эклектического особняка хозяев, над которыми возвышается практически полностью уцелевшая островерхая башня.

В нескольких километрах пути от Каменки находится еще одно памятное место - парк усадьбы в Горках. Здание самой усадьбы уцелело и занято гос. структурами. В парке же находятся объекты социальной среды - эстрада, скамейки, беседка. Но венчающей это место достопримечательностью является источник-ключ минерализованной воды, который пробил себе воронку несколько метров глубиной и около 40 м в диаметре. Вода в источнике прозрачная сизо-голубого цвета, ощутимо соленая на вкус и достаточно холодная. С берега оборудован настил для купания с лесенкой. Мы решились только ноги помочить.

На закате дня оказались мы перед дилеммой - брать ли последнюю точку интереса, остатки деревни Казачий Лютец, либо искать место для отдыха. Решили рискнуть, благо местный краевед на окраине деревни Шелонско подсказал нам “короткую” дорогу. В результате нам пришлось пробираться около 5 км грейдером, переходившим во что-то напоминавшее путь к торфоплощадке за Вяжищами, а затем - через окрестности реки Луги близ Мойки. В конце мы уперлись в болото, не дойдя до цели по азимуту с полкилометра, и повернули вспять. Утавший коллектив, измученный достопримечательностями, в итоге рухнул по палаткам на травянистом берегу Шелони близ деревни Никольское уже затемно. У кого-то едва хватило сил и на скудный ужин, а я лично не жаловался. Вторая ночь оказалась не в пример теплее первой, да и в палатку ко мне попросился Вадим Матвеев из-под своего экстремально легкого полога. Вдвоем в палатке теплее.

Часов в 8 утра мы с Вадимом налегке, оставив товарищей отдыхать, направились на Казачий Лютец верным путем - дорогой по правому берегу Шелони. Отсыпана она была лишь до первой деревни Заполье, далее вперешла в обычную полевую колею. По пути мы преодолели балку с ручьем, на котором была в давнее время мельница, несколько полей-пролесков с остатками шалашек рыбаков. Полюбовались шелонскими порогами.

От деревни Казачий Лютец осталась практически только растительность, да слабо угадываются фундаменты построек. Обильно растут сирень и прочие кустарники, много высоких парковых деревьев. Проехав место в обе стороны, мы вернулись обратно той же дорогой, обнаружив возле мельничного ручья отроившихся пчел на ольшинке. О нашей находке сообщили жителям Заполья.

Собравшись вместе командой, мы обильно напитались завтраком-обедом на предстоящий обратный путь. В прогнозе на этот день было много дождя, который нагонял нас юго-западным фронтом. Убегая от него, мы тронулись в обратный путь домой. Дорога Гребня - Куклино - Сольцы представляет из себя асфальт переменного сечения, а за мостом через Шелонь дорога уже отремонтирована. Закупились в придорожном “Магните”. На выезде из Сольцов нас начал настигать дождь, постепенно усиливаясь. На первой после городка остановке мы встали на заправку и утеплились. Стоит отметить, что обочины новой дороги Сольцы-Шимск позволяют комфортно ехать, не опасаясь быть сбитым мимо проходящим транспортом.

В стороне мы оставили дорогу на Теребутицы - Менюшу - Видогощь. Решили, что дома лучше быть как можно раньше. Тем же путем прямо по трассе возвратились в Новгород в окружении ореола брызг, омываемые попутным транспортом.  Где-то в Лесной нас снова обогнал на автомобиле возвращавшийся домой Андрей из Мстони.

Итог поездки - около 320 км различных дорог и бездорожья, не менее 10 из них - пеших. Взято немало точек интереса и ни одного геокеша. Дух походный прошел испытание и подзакалился. Будем проектировать новые велопоходы.