Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Пятница, 20 октября 2017
Соседи в социальной сети ВКонтакте

Сентябрьский велосипедный поход выходного дня на М11-Мсту и вокруг

19 сентября 2017

Участвовали мы когда-то в серии маршрутов на выживание по правому берегу Мсты с достаточно сильными грунтовыми и пешими участками. Называлось это по-всякому, но принцип был один - усидеть в седле, пока не приедем обратно к дому. По разным версиям маршруты не были менее 200 км. Но настроя на такие приключения ныне нет, да и места изменились до неузнаваемости. Поэтому - что вышло, что вышло.

Начали поездку с заброски на двух личных авто. Встретились в окрестностях Баранихи, на дачах. Оставили лишнее (т.е. автомобили) и около 10 часов стартовали вшестером в направлении Жабицы - Любитово - лес. По дороге “туда” сделали небольшой кружок, разведали окружную грунтовку. Вывела она нас практически к самому повороту на лесопункт Горушку. В принципе, с этого поворота и начинаются следы бурной строительной деятельности.

По обочинам - лесосеки, на местах старых вырубов организована выемка песка на стройку. Забавно смотрелся агитплакат “берегите лес от пожара” посреди песчаных отвалов. Погода в этом сезоне весьма благоприятная: песчанка не пылит, не размешана колесами. Практически нигде велосипеды не вязли, что уникально для этих краев. Недалеко от лесопункта Горушка весьма неожиданно грунтовка выскакивает прямо в разрыв ограждения будущего автобана всея Руси. На выезде мы оставили одного из наездников, вынужденного вернуться по делам на дачу.

Полотно магистрали сформировано на всем участке до Мсты, который для нас составил порядка 35 км. Покрытие, в основном, пока подложка, местами даже попадались участки голой подсыпки. Финишного асфальта пока совсем немного. На трассе монтируют ливневку, силовые подстанции, достраивают мосты. Народу достаточно много, ходит техника. Нас встречали с улыбками.

Проехали мы автобаном наши приметные местечки: дорогу на Пруды-Подмошье, реку Хубку, дорогу на Горнецкое, реку Хубу выше Замотаева. Перекусили на обочине старого знакомого грейдера с приметной раскорявой сосной. Ехать по хорошей дороге стало даже утомительно. Однако, достигли-таки Мсты. Вышли на полотно моста. Крайняя точка удаленности маршрута достигнута.

Далее наш путь продолжился асфальтовой дорогой на Бургу. Покрытие положено целиком новое, так что ехать стало даже легче. Под защитой деревьев от ветра, под разыгравшимся солнышком, да по небольшому рельефу с поворотами скучно крутить не бывает. Проехали около 20 км до Бурги на одном дыхании. Только в магазине на Карпиной Горе неприятно поразились отсутствием мороженого…

От Бурги до Малой Вишеры маршрут продолжили по старой грунтовой дороге. Идет она также вдоль ж/д, но с южной стороны. В последний поход эта грунтовка была куда в более плачевном состоянии. Сегодня её используют активно, через все реки по пути построены добротные мосты. Однако в выходной день нам ни одной машины не встретилось. Спустя чуть более 10 км мы пересекли асфальтовый большак Любытино-М.Вишера и продолжили по старой дороге через деревню Дора.

Вот тут дорога стала, наконец, похожа на себя. Заросшие обочины, выбоины, одиночная колея… То, что мы любим. После деревни проехали мост через речку Ланошенку, и тут пошли лужи и лужищи. И попался нам навстречу ЗИЛ-“бычок”. Что немало удивило. Больше до самой Вишеры мы автомобилей не встретили, только пеших грибников.

В Малой Вишере посетили “Пятёрочку”, тут же, невдалеке от магазина, и перекусили на ступенях. Особо рассиживаться было нельзя, ибо впереди нас ожидал самый интересный участок пути, а солнце уже склонялось к закату. Проехали поселок, на повороте к полигону отходов снова расстались с участником, который решил завершить поездку по асфальту через Селищи. Нас же ожидала лесовозная трасса…

Первый километр до въезда на полигон нас подгонял подоспевший грузовик с отходами, но мы всё равно гораздо проворней его преодолели. Грязи в колеях почти нет, но на бровках полно. После отворотки на полигон на дороге господствовали Нивы и УАЗики. Все ручьи, которые теперь толком не дренируются, размешены по ширине полотна так, что обойти почти никак. Такой вот балет продолжается до пересечения с ЛЭП-500-кой. Далее размесов становится поменьше, а участки для нормальной езды удлиняются. Но слезать с велосипедов приходится часто. В целом, состояние данного куска пути всегда оставляло желать лучшего, и проеханное нами - не худшее в истории.

Сумерки сгущались, но мы тоже нажимали,  не отчаянно, но методично. Благодаря напористому продвижению без остановок на мосту через Вишерку мы были около 20 часов. Фонари не включали. Последующие пару километров бывшей гати также проскочили без света. Но стоило нам выскочить на песчанку, как фонари сразу понадобились. Распознать накатанную колею в темноте уже было невозможно.

Оставшиеся до леса 7 км песчаной дороги ехали с ощутимым сопротивлением дороги, но не увязали. Света было достаточно. Воздух на удивление сильно не похолодал. Вокруг происходила ночная лесная жизнь: то выскочит из-под колес вальдшнеп, то в стороне от дороги ломанется кабан… В общем, мы старались шуметь как можно больше. Нас уже стали вызванивать знакомые, переживавшие за команду неистовых велосипедистов, затерянную в тревожной ночи…

Местность мне местами узнавалась, но с трудом: много наросло за годы нашего отсутствия. Финал однако приближался, мы проехали всю штрассу с вырубами и углубились по хорошо накатанной грунтовке в лес. Вскоре выехали на магистраль второй раз, восточнее пересечения, на котором были утром. В темноте проехали пару километров по трассе, на которой не прекращаются работы и в ночное время. Водитель самосвала-скрепера любезно нас предупредил, что в лесу дичи много, да мы и сами были уже в курсе.

Свернули в обратный путь на Любитово и дачи, до которых оставалось порядка 12 км. Ориентиров в темноте немного, чудом мы не заплутали в придорожных проездах и выездах. На открытом карьере за день песок просох, и велосипеды начали вязнуть, но недолго. В беседке на середине пути мы остановились подкрепиться и поговорить по телефону. Истребили остатки еды, взятой на обед, но далеко не все. Апетита не было.

В подобном меланхоличном настрое мы и докатились до наших автомобилей в Баранихе. Весь путь составил 136 км. Утомились порядком, но не от сложности дороги, а скорее от продолжительности пути: 13 часов в седле. Будем продолжать в том же духе. Это факт.

Пётр Шеронов