Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Четверг, 22 апреля 2021
Соседи в социальной сети ВКонтакте

О поклонах в храме

Автор: Дорога к храму, 20 января 2016

Входя в церковь, в храм Божий, человек попадает в особую обстановку. Все здесь имеет духовную красоту и смысл. Все находится на своем особом месте, соблюдается свой чин и порядок – нет здесь ни хаоса, ни беспорядка.

Иконы расположены в определенном порядке, пение совершается по строгим древним законам, за молитвой следует определенная молитва.

И только в рядах молящихся  не всегда эта стройность и порядок соблюдаются. А ведь зашедшие в храм во время службы мы становимся такими же участниками богослужения, как и священник, как и певчий. Однако, по оскудению любви, мы мало чувствуем своё единство и редко вникаем в смысл богослужения, за которым только присутствуем, не принимая в нём подлинного участия, оставаясь почти исключительно зрителями.
А о наших хождениях по храму, о разговорах во время службы и говорить не приходится. Все это создает неоправданную суматоху во время богослужения (особенно при стечении народа), при этом внимание молящихся отвлекается от того, что поется или читается. Но даже в малом – в уместном и осмысленном крестном знамении и поклоне у нас нет единства. Обычно в нашем обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Порой как в песне: «Выйду, дому поклонюсь, Молча Богу помолюсь и пойду…». Вероисповедание автора этих строк, иначе, как языческим, не назовешь. В  христианстве предметам не кланяются, даже поклон перед иконой или святыми мощами – это всегда обращение к первообразу, т. е. к Богу. А «молча помолюсь» в комментариях вообще не нуждается

Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, одновременно с другими молящимися.  Тогда, когда это указано Уставом, чтобы не нарушать единство молитвы. Иначе молитва делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении.        Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств обращающегося к Богу человека. Поклон – символическое действие, служащее выражением чувства собственной греховности и благоговения перед Богом. Поклон употребляется в христианстве с древнейших времен.
По церковному уставу поклоны разделяются на малые и великие. Малым (поясным) поклоном называется такое преклонение, при котором можно рукой достать до земли. Великим (земным) поклоном называется такой, при котором чело, руки и колени касаются земли.

Земные поклоны на богослужении совершаются в определенное время (как, впрочем, и поясные), а не по желанию. Они приличны дням покаяния – будничным и, тем более, постным.Но в дни праздничные: в великие праздники, в воскресные дни, - земные поклоны полностью отменяются, согласно установлению Святых Отцов. Так же в периоды от Пасхи до Троицына дня (Пятидесятницы) и от Рождества до Крещения (Святки) земные поклоны не полагаются. При всем этом и поясные (малые) поклоны полагаются не произвольно, но в определенные моменты, соответственно со смыслом молитвословий.
Поклоны, конечно, не самое главное в жизни христианина, но эта «мелочь» помогает понять службу, ее смысл, а последняя имеет свойство просвещать сердце, укреплять веру и настраивать на правильный духовный лад. Важно, чтобы и обрядовая сторона нашего стояния в храме тоже вела нас к единству в молитве. Так, со смирением начав с малого, можно достичь большого, ведь не от праздности Святые Отцы занимались составлением Устава.

Материал подготовлен редакцией газеты «Александро-Невский листок» прихода церкви св. блгв. вел.кн. Александра Невского (Великий Новгород)

Все публикации автора