Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Пятница, 24 мая 2019
Соседи в социальной сети ВКонтакте

«Что может быть важнее качества образования?»

01 октября 2015

В 2016 году исполнится 20 лет деятельности в качестве народного избранника депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова. И все эти годы Анатолий Александрович первый день осени встречает вместе с педагогами Западного района Великого Новгорода и их юными воспитанниками. Работа депутата – разнообразна и зачастую непредсказуема: меняется время – меняются и проблемы. Почему же интерес к образованию, к воспитанию молодого поколения остается неизменным в его деятельности, и что изменилось за почти двадцать лет в подходах к сотрудничеству с педагогами, к организации свободного времени детей в избирательном округе? Об этом – наш разговор с Анатолием Федотовым в начале учебного года и накануне Дня учителя.

- Так случилось, что вот уже почти двадцать лет я  работаю в постоянном контакте с учебными заведениями, - рассказывает Анатолий Александрович, - ведь школа – это, как правило, центр микрорайона, здесь происходят наиболее значимые для людей события. Да и что может быть наиболее важным, чем дети и их будущее, которое самым прямым образом зависит от качества образования?

-  В вашем  депутатском округе 6 школ и гимназий, 10 детских садов. Не секрет, что все они, так или иначе, нуждаются в материальной поддержке. Как распределяете приоритеты?

- В  очень больших по численности воспитанников учебных заведениях (гимназия № 4 и школа №33)  я вхожу в попечительские советы, с коллективами других школ общаюсь, когда обращаются. При этом во время обсуждения областного бюджета я держу руку на пульсе, смотрю, чтобы  ни одно из учебных заведений, находящихся в моём избирательном округе, не было обделено. Конечно, стараюсь по мере сил помогать в укреплении материальной базы образовательных учреждений, в проведении летних ремонтов,  приобретении строительных материалов.
К сожалению, чувствуется,  что этот год - кризисный, и я не смог в такой степени, как раньше, поддержать учебные заведения. Если в предыдущие периоды мы несколько спортзалов могли отремонтировать за счет предприятия, то сейчас удалось помочь только гимназии №4 – обновили часть фасада и душевые.

- А дошкольные учреждения обращаются за помощью?

- Дошкольным учреждениям моя помощь сейчас нужна в меньшей степени по простой причине: в настоящее время финансирование детских садов улучшилось, в том числе и в связи с повышением рождаемости. Заведующие детскими садами больше обращались за поддержкой, когда там был недобор детей, сейчас группы заполнены, зарплаты у персонала увеличились, да и родители неплохо помогают.

- Насколько активно, на ваш взгляд, должны помогать родители в ремонте классов, приобретении инвентаря для детских садов? И приветствуете ли вы в принципе подобную практику?

- Никто не говорит, что в школах, детских садах  должно процветать  вымогательство, но я не вижу ничего страшного в том, что родители участвуют в создании условий для учебы своих детей в школе или их пребывания в детском саду. Разумеется,  такая помощь должна носить добровольный характер. Ничего страшного нет в том, что родители помогут обустроить класс, например, в начальной школе, в котором будут учиться их дети несколько лет. Трое моих детей тоже учились в  Западном районе,  и я считал своим долгом откликнуться на нужды школы.

- Есть ли  проблема, волнующая вас, которую не удаётся решить в течение нескольких лет?

- Для  юного человека очень важно, как выглядят  школьный двор, фасад образовательного учреждения, входная дверь, которую он будет открывать ежедневно в течение десяти лет… Поэтому всегда, когда я впервые приходил в школу,  старался предложить помощь в замене двери, в ремонте холла, благоустройстве территории. Если сейчас большинство учебных заведений и территории вокруг них выглядят вполне достойно, то проблема неприглядных фасадов остаётся. Понятно, что её можно решить только при условии финансирования из  областного бюджета. Во время отчёта  губернатора Новгородской области я этот вопрос поднимал  и знаю, что он направлял комиссию в одну из школ Западного района, после чего соответствующие департаменты получили распоряжения готовить проектную документацию. Хочется надеяться, что проблема все-таки будет в ближайшее время решена…

- Какие  проблемы учебных заведений, помимо материальных, интересуют вас как депутата?

- Сколько я работаю в округе,  столько лет школа находится в состоянии непрерывной реформы. Меняются приоритеты, формы обучения, программы, организация экзаменов, учебники. В таких условиях педагогам приходится нелегко,  и только благодаря тому,  что в школах очень хорошие коллективы, грамотные и ответственные учителя, удается давать молодому поколению качественные знания, с которыми оно готово покорять любые вершины. Причем в образовательных учреждениях Западного района  учатся дети, которые живут рядом со школами,  а не специально отобранные молодые вундеркинды.
Разумеется,  я стараюсь регулярно встречаться с педагогами,  с директорами, быть в курсе их проблем, участвовать в наиболее значимых мероприятиях, поддерживать прогрессивные начинания. Например,  уже более десяти лет поощряю  стипендиями воспитанников гимназии №4,  ставших победителями олимпиад по предметам, активно проявивших себя в общественной жизни учебного заведения. Как считают педагоги, такая форма работы приносит свои плоды.
Нередко приходят на депутатские приёмы и родители, которых волнуют, в первую очередь, вопросы безопасности ребёнка: как освещена улица, по которой он  идёт в школу, где переходит дорогу… Разумеется, ни одно такое обращение не остаётся без внимания.

- Чем отличалось ваше сотрудничество с учебными заведениями в этом году?

- Каждый период имеет свои особенности. Этот год – юбилейный, ведь мы отмечали 70-летие Победы. В школах много мероприятий было посвящено этому событию.  Большой праздник в 4 гимназии,  открытие памятника командарму Коровникову,  посадка  деревьев вместе с ветеранами – во всех этих мероприятиях я участвовал вместе с жителями Западного района Великого Новгорода. Уверен, что для людей, а особенно для юных новгородцев, - это не менее важно,  чем ремонт крыши или водопровода, потому что память о таких событиях объединяет представителей всех поколений.

- Вы учились в  школе №24 в Западном районе Великого Новгорода. Общаетесь ли со своими любимыми учителями?

- Мне повезло с педагогами. У меня было 2 классных руководителя, один - до 8 класса, другой – в 9 и 10 классах.  Нина Александровна Волкова сейчас в 13 школе математику ведет, недавно виделись с ней на встрече ветеранов педагогического труда,  а  Нина Семёновна Баженкова преподает химию в первой университетской гимназии.  У меня вообще учителя были очень хорошие. Они умели заинтересовать и вложить необходимые знания даже тем ученикам, которые к ним особо не стремились. Не менее важными оказались для меня  и их напутствия,  и их пример того,  как нужно с людьми общаться, как относиться к делу. Я им очень благодарен за такую школу.

- Есть ли отличия в отношении учителей к своим воспитанникам в ваши школьные годы и сейчас?

- Наверное, нас больше опекали,  но это не в упрек нынешним педагогам. Изменилось время, изменились подходы к воспитанию,  к образованию. Сейчас,  считаю, детям предоставляют больше самостоятельности, и это   неплохо.

- Вы уже много лет дружите с сообществом ветеранов педагогического труда. Чем вас привлекает это сотрудничество?

-  Мы дружим более десяти лет. Они очень активны: часто встречаются, передают опыт молодым коллегам. И, пожалуй, главное, что меня восхищает в этих людях – их интерес к жизни, к окружающим, стремление помочь. Считаю самым страшным в работе педагога – равнодушие. Главное,  когда ребёнок приходит в детский садик или школу, – не ломать его психику, не отбить у него желание учиться, узнавать что-то новое.  Почему в школах работают педагоги,  а не узкие специалисты по своим предметам? Потому что приоритет школы – воспитание граждан своей страны, ответственных, порядочных и самостоятельных людей. У педагогов «старой школы» в этом плане есть чему поучиться, и я рад, что директора образовательных учреждений с удовольствием принимают в своих учебных заведениях ветеранов педагогического труда. Преемственность в любом деле – очень важная вещь.

- Не секрет, что сегодня многие родители так загружены, что просто не имеют возможности контролировать своих детей в период, когда заканчиваются школьные занятия. Как решается эта проблема в вашем избирательном округе и как вы решали её  в своей семье?

- Дети должны быть постоянно заняты чем-то полезным. Если ребёнок все время на улице бегает – это недоработка родителей. Но и переборщить с нагрузкой тоже нельзя. Мы старались не давить авторитетом,  а предоставлять возможность детям самим выбирать занятия себе по душе. Ребёнок должен  попробовать все, что ему интересно, чтобы потом найти своё место в жизни. Сегодня многие родители это осознают. Не случайно в нашем регионе более 90 процентов детей занимаются в учреждениях дополнительного образования.
Тем не менее, я прекрасно понимаю, что ребятишкам необходимо побыть на свежем воздухе, подвигаться, поиграть с друзьями. Большие спортивные центры с опытными тренерами – это очень хорошо. Но детские  городки по месту проживания – тоже необходимы. Поэтому при планировании материальных затрат всегда приоритет отдаю установке спортивных и детских площадок во дворах. И всегда вместе со своими помощниками, с Советом микрорайона поддерживаю  спортивные мероприятия, которые проходят на территории округа и, по мере возможности, сам в них участвую.

 - Что хотите пожелать педагогам накануне Дня учителя?

- Конечно, желаю нашим учителям крепкого здоровья, которое им необходимо для того, чтобы ежедневно, ежечасно делиться своими знаниями, своей творческой энергией с  юными воспитанниками. Желаю каждому педагогу в лучших традициях нашей российской школы быть для своих учеников не только авторитетом, но и другом. Чтобы школьные годы были для юных поколений новгородцев  самыми яркими и  чудесными годами их  жизни! С праздником, дорогие учителя!

Беседовала Светлана Чернягова

На снимке Дмитрия Красицкого: 1 сентября в гимназии №4 великого Новгорода. С директором гимназии Еленой Матвеевой

образование

Похожие материалы:

В Великом Новгороде пройдёт праздник последнего звонка

25 мая в 12.00 на пл. Победы-Софийской в связи с окончанием учебного года будет дан "Последний з...

В Новгородском университете имени Ярослава Мудрого пройдёт XIII Неделя международного сотрудничества

20 мая в 9.00 гостей будут торжественно встречать в Антоново, а в 9.30 начнется церемония откры...

В Трубичино построят новую школу на 700 учащихся

Об этом 9 апреля на встрече с жителями Новгородского района сообщил губернатор Новгородской облас...

Окуловский школьник стал третьим на Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям

В детском центре «Смена» Краснодарского края, в рамках профильной смены «Инженеры будущего: 3D-те...

В НовГУ стартуют Дни науки

Дни науки в Новгородском государственном университете пройдут уже в 26-й раз. Они проводятся со д...