Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Воскресенье, 19 ноября 2017
Соседи в социальной сети ВКонтакте

«Обе ветви власти вместе несли ответственность за принятые решения»

18 ноября 2016

6 октября 2016 года исполнилось 20 лет со дня, когда была избрана Новгородская городская Дума первого созыва. В числе восьми депутатов представительного органа власти был и нынешний руководитель комитета по бюджету, финансам и экономике законодательного собрания Новгородской области Анатолий Федотов. Мы попросили Анатолия Александровича поделиться с читателями «Соседей» воспоминаниями о первых шагах городского парламента, в котором он проработал целых четыре созыва вплоть до избрания в Новгородскую областную Думу:

- До 1993 года представительным органом власти в областном центре был городской Совет народных депутатов,  в состав которого входило около 100 человек.  В 1993 году, после расстрела Белого Дома,  Советы были распущены,  после чего по  стране прошли выборы депутатов во все уровни власти - в Государственную, областную и в городскую  Думы. И в 1994 году сложилась такая ситуация, что во время голосования  в областном центре не был преодолен 25-процентный порог явки избирателей. В результате выборы в городскую Думу были признаны несостоявшимися, к тому же не были избраны и депутаты и в Новгородскую областную Думу.

Почему так получилось?  Наверное, органами власти и не была проведена  достаточно эффективная работа по обеспечению явки населения на выборы. В результате - вплоть до 1996 года областным центром руководила только городская администрация  во главе с назначенным в 1994  году руководителем – Александром  Владимировичем  Корсуновым. Но нужно было принимать законы, нужны были люди, представляющие интересы населения,  к тому же,  назрела ситуация,  когда необходимо было всенародно избрать и мэра города.

Учитывая провал предыдущих выборов, два года спустя к голосованию готовились тщательно. Вспоминая то время,  отмечу, что  документов и всякой юридической казуистики тогда было в разы меньше,  чем сейчас, ведь в настоящее время для того, чтобы  зарегистрироваться кандидатом в депутаты, нужно пройти очень энергоёмкий и сложный путь.  
В 1996 году предвыборные  кампании у всех кандидатов были достаточно яркие.  Избиралось по округам всего 8 человек и мэр, который автоматически становился председателем городской Думы. В результате явка новгородцев составила даже не 25, а 35 процентов, и выборы были признаны состоявшимися.

В состав первого созыва городской Думы вошли: Ирина Ивановна Кибина, Фаина Ивановна Сергеева, Дмитрий Александрович Трофимов, Людмила Ивановна Седова, Василий Ен-Дювич Ким, Александр Александрович Калинин, Анатолий Александрович Федотов, Сергей Эдуардович Бессонов. Со многими коллегами до сих пор поддерживаю дружеские отношения.

Вслед за предвыборными баталиями началась кропотливая работа. Деятельность Думы надо было выстраивать  заново, ведь это был её первый созыв.  У наших предшественников в городском Совете народных депутатов  был солидный аппарат специалистов, который занимал 2 этажа в здании нынешней мэрии, имелась определённая законодательная база, на основании которой они строили свою работу.  Для нас же все  было впервые,  ведь  в то переходное время был достаточно большой правовой вакуум - отсутствовало много  федеральных, региональных  законов  и законов, регулирующих городскую жизнь. Поэтому немало решений приходилось принимать интуитивно. При этом ответственность каждого из восьми депутатов была очень серьёзной, да и статус у народных избранников  был весомым, на уровне заместителя главы городской администрации.  Достаточно сказать,  что  бюджет областного центра по закону принимался двумя третями депутатов, только тогда он считался легитимным. То есть, нужно было, чтобы 6 человек из восьми, как минимум,  проголосовали за принятие решения. И если сравнить  бюджет 1997 года и нынешний, который  тоже считается кризисным, то он был в десятки раз меньше…

Многие документы в то время разрабатывались впервые. Когда утверждали Устав города, у нас  было такое ощущение,  что мы его принимаем как конституцию, на десятилетия вперёд. Это один из немногих законодательных актов, одобренных Думой не с первого раза, а только в результате третьего голосования.  Потом практика показала,  что каждый новый созыв городской Думы вносил  в устав свои изменения.

Ещё один документ,  который мы очень долго дорабатывали – это правила землепользования и застройки областного центра.  Этим законодательным актом мы определяли на многие годы, где и что мы будем строить, где будут находиться жилые зоны, где - санитарные. Благодаря этому документу вредные производства выводились из жилых зон,  у представителей малого бизнеса появилось понимание,  где  у них будут находиться площадки, стали  ясны и перспективы жилищного строительства. Время показало правильность решений двадцатилетней давности.

Отношу к числу наших достижений и то, что первый созыв городской Думы не переименовал ни одной улицы Великого Новгорода. До нас в 1990 году многие улицы получили исторические названия,  и люди просили отменить это решение. Мы этого делать не стали,  чтобы не вносить ещё большую путаницу в работу таких служб, как «Скорая помощь», городское такси и пр., а сошлись на компромиссном  варианте.

В то время было также принято историческое решение о  возвращении областному центру названия Великий Новгород. До Указа Президента сначала было постановление городской Думы,  а потом уже областной.

В период работы  первых двух созывов Думы было заложено и достаточно много хороших традиций, о которых считаю своим долгом вспомнить сегодня.  Основное – это понимание того,  что статус депутата накладывает серьёзные обязательства. Все-таки народный избранник представляет не сам себя,  а большую группу  новгородцев, поэтому  должен нести ответственность  не только за принятые решения,  но и  за своё поведение.
Большое внимание уделялось психологическому климату, он был деловой и конструктивный. Мы работали в одной команде с администрацией города, хотя были и споры,  и разногласия.  Никто не искал виноватых,  всегда  старались находить компромиссы,  решения, оптимальные для жителей города. Обе ветви власти вместе несли ответственность за принятые решения.

Мне очень запомнился кризис 1998 года тем,  как слаженно работали депутаты вместе с администрацией города. Благодаря этому были оперативно сформированы продовольственные запасы, запасы медикаментов для больниц, детских садов, школ. Фирма «Панацея-Н» также принимала в этом непосредственное участие. Кроме того, каждому из нас приходилось лично помогать своим избирателям, находившимся в сложных жизненных ситуациях. И вовсе не случайно, что всем депутатам, которые пошли на второй созыв, люди оказали доверие и вновь избрали их в городскую Думу.

В Великом Новгороде не стали отмечать юбилейную дату – 20-летие  городской Думы. Решение о праздновании принимает действующий созыв,  и если взять во внимание список официально утверждённых дат, то юбилеем считается  25 лет. А вот наши коллеги из соседних областей поступили иначе, ведь уроки истории, даже новейшей, иногда полезно лишний раз вспомнить, проанализировать и идти дальше, взяв на вооружение лучший опыт своих предшественников. В интересах людей, для которых мы работаем.