Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Пятница, 24 мая 2019
Соседи в социальной сети ВКонтакте

Новгородский музей-заповедник представляет очередную выставку из цикла «Музейный доктор»

16 мая 2019

С 16 мая в Главном здании музея (Кремль, 4, 2 этаж) начнет работать выставка «Средневековая рукописная книга: инструкция по выживанию» в рамках цикла «Музейный доктор».

Как сообщили в музее-заповеднике, выставка посвящена работе реставраторов Новгородского музея-заповедника по восстановлению уникального рукописного древнерусского памятника XVI столетия – Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы Устюженского уезда. На выставке представлены также редкие фотографии, раскрывающие комплексный процесс восстановления средневекового кодекса изнутри, на каждом этапе реставрации. Выставка продлится по 15 июля.

Рукописные средневековые книги, хранящиеся в фондах Новгородского музея-заповедника, составляют весьма значительное число памятников культуры прошлого древнего Новгорода, требующих внимания реставраторов. Обычно это древнерусские рукописи XII – XVII вв., книги (или кодексы), написанные на пергаменте или бумаге, в оригинальных или более поздних переплетах. Поэтому процесс реставрации чаще всего затрагивает основной компонент средневековой рукописной книги – пергамент и бумагу, а также текст и живопись – миниатюры, инициалы (заглавные буквы крупного размера) и орнаментальные украшения.

С материальной точки зрения рукописная книга является весьма сложным организмом – книжный блок, собранный из определенного количества тетрадей, состоящих из нескольких двойных листов. Переплет, защищающий блок, изготавливался из дерева или картона (в качестве основы), а также кожи, ткани, пергамента, бумаги (для покрытия), металла, дерева, кости (для фурнитуры – жуковин (металлических накладок), уголков, застежек). Третий элемент – тематические иллюстрации (“миниатюры”) рукописной книги и многочисленные инициалы и украшения.

Каждая из трех составляющих под воздействием различных факторов (времени, условий хранения и бытования, технологии производства) подвергалась большим или меньшим разрушениям. Следует помнить, что любая книга религиозного содержания подразумевала постоянное использование, отсюда силовые места рукописи, у корешка, прежде всего подвергались деформации. Препятствовать этому должны были застежки, ремешки из кожи и металла, которые плотно сжимали верхнюю и нижнюю доски переплета, вместе с тем препятствуя попаданию пыли внутрь книги.

В первую очередь, необходимо уметь серьезно проанализировать состояние и причины разрушений рукописи в целом и ее отдельных компонентов. Поэтому сначала реставраторы демонтируют книгу – разбирают ее на составные части. Затем в отношении каждой из них реставрационный совет по рекомендации специалистов выбирает наиболее эффективный путь восстановления и ремонта.

Евангелие тетр 1550 г. из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне (262 листа) было украшено киноварными инициалами (киноварь – специальная краска красного цвета из сульфида ртути) и заглавиями. Переплет состоял из деревянных досок в выцветшей ткани в два слоя. На крышках переплета были набиты доски-оклады из чеканного желтого металла: на верхней в центре – «Воскресение», по углам – евангелисты с символами, на нижней – растительный орнамент, обрамления чеканной веревочкой и цепочкой, пять круглых металлических выпуклостей-жуковин. Исходя из ярлыка на одном из листов, книга поступила в научную библиотеку Новгородского музея либо из собрания Софийской библиотеки, либо из Новгородского епархиального древлехранилища.

До реставрации рукопись находилась в неудовлетворительном состоянии: оба слоя ткани обветшали, припереплетные листы и обклейки крышек были повреждены насекомыми и загрязнены, верхний припереплетный лист оторван от книжного блока. От застежек остались только металлические шпеньки в их основании. Бумажные листы также были повреждены, пожелтели, встречались пятна от влаги и плесень.

В 2002 - 2003 годах была произведена реставрация бумаги рукописного памятника в ООО «Созидание» (Санкт-Петербург). В ходе реставрационных работ удалены клей, пятна ржавчины, воска, плесени, жировые пятна с бумажных листов. Реставраторы занимались очисткой пострадавших частей рукописи водным способом, подбором и окрашиванием недостающих фрагментов инициалов, заглавий и украшений.

Реставраторы Новгородского музея Сергей Ефимов и Светлана Чуткина в 2009 – 2012 гг. заменили нижнюю ткань переплета и корешка на новый хлопчатобумажный холст, верхняя декоративная ткань была восстановлена. В местах разрывов и сечений восстанавливались утраченные нити. Обложку книги сдублировали на более современную, а крышки и припереплетные листы обклеили новой реставрационной бумагой. Металлические посеребренные чеканные пластины оклада были очищены от окислов, места с деформацией исправлены, проржавевшие гвозди заменены. Рукопись получила новые застежки из желтого металла на кожаных ремнях с сохранением старых шпеньков. Бумажные листы с утратами были заполнены новой бумажной массой, а ветхие части укреплены.

музей

Похожие материалы:

Ночь музеев – 2019 в Новгородском музее-заповеднике

18 мая Новгородский государственный объединенный музей-заповедник в десятый раз присоединится к о...

В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли пройдёт «Ночь музеев»

18 мая «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» традиционно принимает у...

Сбереженный мир. 420 лет церкви Успения Богородицы с. Никулино Тихвинского уезда Новгородской губернии

5 апреля в 16 часов в выставочном зале Главного здания Новгородского музея-заповедника (Здание Пр...

В государственном музей художественной культуры Новгородской земли» стартует виртуальный проект «История успеха»

В марте 2019 года в ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» стар...

«Онфимкины каникулы» в музее

В дни школьных каникул – с 23 по 31 мартаНовгородский музей-заповедник предлагает специальную про...