Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Пятница, 19 октября 2018
Соседи в социальной сети ВКонтакте

«Льготы – наше самое уязвимое место»

02 декабря 2016

Новгородская областная Дума 6 созыва приступила к работе. И хотя депутатский корпус обновился на 70 процентов, времени на адаптацию и раскачку у народных избранников нет, т.к. в числе документов, определяющих жизнь региона, им предстоит в ближайшее время принять основной закон – бюджет Новгородской области на 2017 год. Об итогах выборов в региональный парламент и предстоящей работе мы побеседовали с руководителем комитета по бюджету, финансам и экономике Новгородской областной Думы Анатолием Федотовым.

- Анатолий Александрович,  в своём предвыборном интервью вы говорили о том, что для вас важно не просто победить, но и добиться достойных результатов, поскольку итоги голосования новгородцев – это оценка вашей работы за предыдущие пять лет. Ваш результат – лучший в городе – 52 процента. Сказался ли на нём тот факт, что ваш депутатский стаж – 20 лет?

- Я доволен результатами выборов и хочу поблагодарить своих избирателей за оказанное доверие. Что касается моего депутатского стажа, он  мог и в плюс,  и в минус сработать. За это время я много кому помог,  но и много кому не оказал поддержку, ведь границы округов постоянно меняются, да и возможности у любого народного избранника ограничены.
Что касается прошедшей предвыборной кампании, то она не была для меня простой. Во-первых,  я на старте чуть-чуть засиделся.  Обычно за год начинаю работать в этом направлении, а здесь долго раздумывал, идти или нет на следующий депутатский срок, поэтому после принятия решения пришлось наверстывать упущенное время.  

Во-вторых, мне пришлось принять участие в праймериз - я шёл от «Единой России», хотя являюсь беспартийным. Перед  предварительным голосованием я советовался со всеми общественными организациями,  со старшими по домам, с кандидатами от нашего округа, которые шли по партийным спискам. Так что  решение о моей кандидатуре было принято коллегиально. Я провёл такую работу потому,  что мне важно было договориться,  сохранить добрые отношения со всеми  общественными и ветеранскими организациями, с активом Западного района Великого Новгорода, с уважаемыми в округе людьми, с которыми предстоит работать в будущем. Ну и, конечно, их поддержка позволила мне достойно пройти праймериз и приобрести новых сторонников.

Как один из трудных моментов могу также назвать тот факт, что пик агитации пришёлся на лето – период отпусков и дачных забот, что  прибавило работы.

 Я очень благодарен своей группе поддержки, которая у меня в округе довольно внушительная.  Во многом именно благодаря такой команде удалось добиться столь ощутимого результата.

-  Завершила работу Новгородская областная Дума пятого созыва. Какие произошли изменения в организации работы регионального парламента за минувшие пять лет?

- На стиле работы областной  Думы  и на задачах,  стоящих перед депутатами, безусловно, отразились   и  международная обстановка,  и экономический кризис, и изменения в органах исполнительной власти региона. Так, раньше кандидатуры губернатора и его заместителей согласовывала областная Дума, сейчас глава региона избирается всенародно и сам назначает заместителей. По-другому стали избираться главы городов и районов. В этот период было образовано Правительство Новгородской области, и областной Думе пятого созыва пришлось заниматься разграничением полномочий между Правительством  и региональным парламентом. Более фундаментальные, системные проблемы остались за депутатами, а прикладные вопросы, требующие ежедневного решения, – за Правительством.  Считаю, что в результате этих изменений   система «Областная Дума - Правительство-губернатор»  стала более сбалансированной.

-  Вы были одним из тех депутатов, которые вносили предложения по оптимизации работы Думы…


- И они были услышаны, поэтому изменения произошли. Сейчас региональный парламент работает в других условиях – в удобных и оснащённых необходимой техникой помещениях. Была скорректирована и  организация работы комитетов, и сама процедура прохождения документов.

-  Как оцениваете работу свою и коллег за минувшие пять лет? Зачастую об активности депутата люди судят по его выступлениям на заседаниях Думы. По каким критериям вы оцениваете эффективность деятельности народного избранника?

- Считаю, что депутатский корпус проявил  себя достойно,  у каждого народного избранника была возможность реализоваться. Что касается эффективности работы, то далеко не всегда тот,  кто громче всех кричит,  результативнее работает. На самом деле нередко депутаты,  которые не выступают на заседании, уже серьёзно поработали с документом, задали его авторам  и профильным специалистам необходимые вопросы,  получили ответы. Как правило, законодательный акт,  который выносится на заседание Думы, должен быть проработан и неоднократно обсуждён. Поэтому каждый выбирает сам: работать на камеру или на результат.

При этом,   я считаю,  основная работа всё-таки должна вестись в избирательном округе. И даже при голосовании в Думе, когда решаются  спорные вопросы, необходимо советоваться с людьми. Потому что мы представляем не свою личную точку зрения, а интересы новгородцев,  которые за нас голосуют. Во всяком случае,  я поступаю именно так.

- На новый срок работы в Новгородской областной Думе изъявили желание пойти только 30 процентов депутатов из предыдущего состава регионального парламента. Для соблюдения принципа преемственности, наверное, маловато. Почему так произошло?

- В настоящее время в областной Думе не 26,  а 32 человека. С учётом того,  что от старого состава осталась только треть депутатов,  фактически это новый парламент.

Почему большинство депутатов решили завершить свою работу в законодательном собрании области?  Подавляющее число народных избранников работают в Думе на общественных началах, совмещая основную деятельность с работой в представительном органе власти. Это нелегко. Да и ответственность очень большая. Нередко приходится находиться между молотом и наковальней и подвергаться критике людей за региональные  законы или поправки к ним, связанные с постановлениями федеральных органов власти. Это законы о капремонте, об оптимизации  льгот,  о бездефицитном бюджете и пр. К примеру, несмотря на то, что я голосовал «против» принятия закона об оптимизации льгот, мне приходилось не раз слышать упреки избирателей  за это решение областной Думы во время предвыборной кампании.

- Теперь в региональной Думе вместо четырёх  комитетов будут работать 6. Как вы относитесь к этому решению?   

-  Это,  конечно,  наложит свой отпечаток,  поскольку и аппарат должен по-другому работать,  и документы немного по-другому будут проходить. Сам я не сторонник увеличения количества комитетов, т.к. это усложняет работу, а хотелось бы,  чтобы период  адаптации был минимальным,  поскольку вопросов уже сегодня нужно решать очень много.

- В прошлом созыве вы возглавляли в Новгородской областной Думе комитет по строительству, жилищно-коммунальной политике и  дорожному комплексу. Сейчас коллеги избрали вас руководителем комитета по экономике, бюджету и финансам. Почему решили сосредоточиться именно на этом спектре вопросов?

-  Я на этот созыв планировал сменить профиль работы в Думе. Ротация в комитетах нужна для того, чтобы депутаты более глубоко представляли процессы, происходящие в регионе. Я не рассчитывал,  что буду председателем комитета, т.к. в нем достаточно опытных и достойных депутатов. Но коллеги оказали доверие,  так что буду работать. Эта сфера деятельности  для меня не новая,  всё-таки я достаточно давно депутат, к тому же приходилось два созыва в городской Думе возглавлять профильные комиссии. Это тоже достаточно ответственная работа.

- Тем более при кризисном бюджете…

- Конечно,  бюджет – это главное. Но не надо забывать, что он встроен в  федеральный и  муниципальные бюджеты.  Кроме того,  в регионе много нормативных актов,  регламентирующих основной закон, это и целевые программы,  и защищённые статьи,  и пр. Поэтому там такого не может быть,  что пришёл новый председатель комитета - и всё кардинально  изменил.

- В чём видите резервы увеличения доходной части областной казны?

- Я убеждён в том,  что увеличение налогов не увеличивает поступления в бюджет. Тут как раз нужно стимулировать развитие бизнеса, улучшать деловой климат в регионе. Чем больше людей будут вовлечены в реальный сектор экономики, тем легче будет областной казне. Конечно,  наиболее значительная доля поступлений – от крупного бизнеса,  а вот доля среднего и малого бизнеса должна постоянно расти.  За один день эту проблему не решить,  но для того и существует законодательный орган,  чтобы работать системно в этом направлении.

- Об эффективности власти люди судят и по тому, как рационально расходуются бюджетные средства. На чём планируете сосредоточиться для решения этой задачи?

- Резервы экономии, безусловно, есть. Как правило, те,  кто работают в реальном секторе экономики, их видят.  Жить нужно по средствам. Прежде всего, необходимо проанализировать управленческие  и неэффективные расходы. Вообще, за каждую бюджетную копейку должна быть очень большая ответственность, это всё-таки народные деньги. Нет сейчас права на ошибку.

- К вам как к председателю комитета по бюджету, финансам и экономике сразу после выборов стало поступать много обращений,  в том числе и в социальных сетях. Как с ними справляетесь?

- Разбираюсь с каждым из них. Но бывает,  что обращаются и по поводу незасыпанной лужи под окном,  и с предложениями об изменении   пенсионной системы. Надо понимать,  что, к примеру, проблему с лужей могут решить муниципальная власть, городской депутат, управляющая компания, да и сами жители многоквартирного дома, а пенсионная система – компетенция федеральных органов власти.

- Сейчас новгородцев очень волнует организация работы общественного транспорта в Великом Новгороде. Как будет справляться бюджет с проблемой замены автобусного парка?

- Факт запрета арендодателем выхода на линию в Великом Новгороде арендованных  автобусов  вопреки составленному графику возврата техники вызвал большой резонанс у новгородцев. Проблема серьёзная. Но надо понимать,  что долги поставщикам услуг всегда были - то за газ,  то за электроэнергию,  то за воду. Но никогда это не доходило до таких крайностей. Я помню,  что когда газовики предупредили,  что отключат газ, даже местный ОМОН выставляли,  чтобы не допустить этого. Странно,  что так легко удалось забрать городские автобусы. Поэтому ждём отчёта Правительства о  том,  как такое могло произойти. Безусловно, допущен брак в работе людей,  отвечающих за это направление деятельности.

В то же время мы не можем сказать поставщику: устанавливайте какую желаете цену на билеты, какое считаете нужным количество маршрутов и т.д. Всё-таки должны быть и выгодные,  и невыгодные маршруты,  а цена билетов - приемлемой для новгородцев. И льготы нужно предоставлять тем, кто в них нуждаются. Этого баланса нам и предстоит достигнуть. Транспорт – это стратегический вопрос.

- Какая, на ваш взгляд,  самая уязвимая статья расходов в бюджете области?

- Льготы – это наше самое уязвимое место. Ведь у нас бюджет - социальный, сначала мы решаем эту проблему  и только потом уже  занимаемся развитием региона. А у нас в Новгородской области постоянно пополняется группа потребителей льгот,  потому что сейчас пенсионного возраста  достигло поколение, родившееся во время демографического подъёма, а обеспечивает его поколение,  появившееся во время спада рождаемости. Нужно,  чтобы малообеспеченная группа населения не росла,  как это сейчас происходит, и чтобы не лишились льгот те,  кто в них действительно нуждается,  а таких людей очень много. Но были времена и потяжелее. Мы справимся.
Беседовала Светлана Чернягова

На снимке Дмитрия Красицкого: летом Анатолий Федотов встречался со своими избирателями прямо во дворах.