Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Вторник, 23 июля 2019
Соседи в социальной сети ВКонтакте

Вахта памяти продолжается

08 мая 2019

Накануне Дня Победы исполнилось три года со Дня открытия в гимназии №4 Великого Новгорода Зала памяти героев, совершивших подвиги самопожертвования в Новгородской области.

Материалы для   экспозиции воспитанники этого учебного заведения  собирали вместе со своими наставниками. Они многое узнали о судьбах Александра Панкратова, заставившего замолчать вражеский пулемёт ценою собственной жизни, о Леонтии Черемнове, Александре Красилове и Иване Герасименко, которые закрыли собою вражеский дзот. Всего на стендах зала — информация о 29 героях, совершивших подвиги самопожертвования в Новгородской области. Это — танкисты, лётчики, простые солдаты Великой Отечественной войны.

Но сбор материалов для экспозиции, оформление стендов – это лишь первый этап работы. На открытии зала директор гимназии №4 Елена Матвеева говорила о том, что здесь планируется проводить экскурсии  и уроки мужества не только для воспитанников этого учебного заведения, но и для учащихся других школ города и области. О том, осуществились ли эти планы, и чем сегодня живет музей, рассказывают воспитанники гимназии и их наставники.

Елена Матвеева, директор гимназии №4:

- До открытия Зала памяти героев, совершивших подвиг самопожертвования на новгородской земле, в гимназии  уже существовал музей Героя Советского Союза Игоря Александровича Каберова. Наблюдая за тем,  с каким интересом ребята его посещают, как внимательно слушают юных экскурсоводов из числа наших же воспитанников, мы педагоги,  понимали, что должны продолжить работу в этом направлении.

 Изначально мы планировали, что основными формами работы здесь будут проведение экскурсий и уроков мужества. Но потом поняли, что необходимо продолжить поиск информации о судьбах наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. И тогда было принято решение о проведении конференций, на которых наши учащиеся 8-11 классов могли бы рассказать о том, как воевали и трудились в тылу их родные и близкие, как они восстанавливали родной город из руин. Работы получились очень интересные. К примеру, были  исследования  о том,  как спасали людей в боровичских госпиталях, о судьбах новгородцев, угнанных на работу в Германию, Прибалтику, о том, как эти люди   возвращались домой и  восстанавливали Новгород.

 Так совпало,  что в день проведения конференции  у нас в гимназии проходило заседание совета ветеранов,  и мы их пригласили послушать выступления ребят. Это было не показательное,  а просто школьное рабочее мероприятие.  И оно произвело неизгладимое впечатление на наших гостей. Потому что они почувствовали, что в эту работу вложена душа.

Елена Петрова, заместитель директора гимназии №4 по воспитательной работе:

Открытие Зала памяти послужило огромным толчком для пробуждения интереса к изучению истории нашей малой Родины, к поиску новых форм работы. Для нас, педагогов, важно было, чтобы дети не просто пришли сюда, посмотрели на экспонаты и послушали рассказ экскурсовода, но и пропустили эту информацию через себя, через своё личное восприятие.

Изначально, еще когда шло обсуждение эскизов Зала Памяти Героев, было принято решение об организации в нем выставок рисунков обучающихся. Ребятам было объявлено,  что лучшие их работы, представленные на проводимые в гимназии конкурсы, будут выставлены в Зале памяти. В результате,  уже на первый объявленный конкурс рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, было представлено столько работ, сколько никогда не было на других конкурсах.  Благодаря детским рисункам  зал получился живым, и они привлекают не меньше внимания,  чем другие экспонаты. Экспозиция рисунков постоянно меняется,  в этом году она посвящена 75-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков.
Доброй традицией гимназии становится и проведение в Зале Памяти торжественных митингов и военно-патриотических мероприятий.

Василий Цепов, учитель истории и обществоведения гимназии №4:

- Я всегда говорю детям, что история начинается с их семей.  И в музейной деятельности мы акцентируем внимание на конкретных людях,  их подвигах. То, что теперь в нашем городе есть такая экспозиция, имеет огромное значение и для преподавания истории. Здесь органично переплелись и  военно-патриотическое воспитание, и педагогика.

Тема Великой Отечественной войны занимает достаточно большое место в школьной программе. К тому же, на исследовательских конференциях мы говорили не только о событиях 1941-1945 гг., но и о первой мировой войне, и о тружениках тыла. Возможно, темами следующих конференций станут и другие исторические события,  связанные с защитой Отечества. Детям это интересно. Они с удовольствием готовят материалы и при этом пользуются те только одной Википедией, как это иногда было раньше, но и другими источниками.  К тому же, это полезно - умение составлять опорные конспекты, выступать перед аудиторией.  Это очень важно, когда дети сами делают проекты.

Анастасия Орлова, учащаяся 11 класса, школьный экскурсовод

Я была экскурсоводом в мемориальном музее И.А.Каберова, и когда мне предложили продолжить эту деятельность в Зале памяти героев, совершивших подвиги самопожертвования в Новгородской области, согласилась с радостью. Миссия школьных экскурсоводов - рассказывать детям о подвиге нашего народа. Это очень ответственно. И мы очень волновались перед открытием зала, тем более,  что в гимназию в этот день были приглашены ветераны, которые знают о войне не понаслышке. К нашей радости мы поняли, что гости с интересом и благодарностью слушают наш рассказ, что они чувствуют наш искренний интерес к тем героическим событиям.

Лично я часто задаю себе вопрос о том,  как люди решаются на такие поступки. Что заставляет их пожертвовать своей жизнью ради других?  А ведь многие из этих героев были нашими ровесниками. Очень важно знать, как они жили до войны, как закалялись их характеры, как проходила их служба. К примеру, я готовила к исследовательской конференции информацию о Риме Ивановне Шершнёвой.  Вот мне 18 лет,  а на момент совершения подвига Римме было всего 17. И эта юная девушка закрыла собой амбразуру немецкого дзота. Какую нужно было иметь силу духа, чтобы так поступить! Невольно начинаешь сверять свою жизнь с поступками представителей поколения, прошедшего войну…

Юлия Алексеева, учащаяся 11 класса, школьный экскурсовод

Нам  трудно предсказать,  как бы мы поступили, окажись  в той же ситуации, в которую поставила война наших героев,  но сегодня наш долг  - отдать им дань памяти.
И, конечно, знание истории своей страны дает стимул для развития. Когда мы работаем с биографиями,  мы понимаем,  что это были такие же люди, как мы. И начинаем задумываться о том, что мы можем сделать полезного для своей страны.
Меня так же, как и Настю, волновала тема о подвигах женщин в период Великой Отечественной войны, и мы изучали не только материалы по Новгородской области,  но и по всей стране. Только по официальным данным не менее 800 тыс. женщин совершили подвиги во время Великой Отечественной войны. Более 150 тысяч  были награждены орденами и медалями.
Я подготовила исследовательскую работу, посвящённую подвигу Александры Константиновны Нанадзе. Она родилась в Абхазии,  а подвиг совершила на ростовской земле - закрыла грудью амбразуру вражеского пулемета. Она стремилась служить в армии,  служить своей стране, и вся её дальнейшая недолгая биография подтверждает,  что любовь к Родине для этой девушки – не пустые слова.

История одного экспоната

«Музей должен развиваться», - сказала три года назад на открытии Зала памяти директор гимназии Елена Матвеева». И то, что это не просто пожелание, мы убедились, узнав, что в гимназии  недавно…открылся ещё один зал. И главный экспонат в нём - работа отца Елены Николаевны, участника Великой Отечественной войны, сына полка, Николая Ивановича Носкова.

- Однажды мы поехали с коллективом в Санкт-Петербург, посмотреть на гранд-макет «Россия», - рассказывает Елена Николаевна.- Это частный музей, который представляет собой макет  площадью 800 м², где объединены собирательные образы регионов Российской Федерации. И вот тогда я подумала о том, что у меня дома в антресолях лежит макет новгородского кремля,  над которым мой отец, Николай Иванович Носков, работал в течение 22 лет. Как нужно любить свой город, чтобы столько лет посвятить такой кропотливой работе! Вечно он что-то точил, что-то сооружал. Трудно представить,  что эта модель архитектурного ансамбля кремля включает в себя 184248 деталей,  в том числе 129 фигур на памятнике «Тысячелетие России». Папа мечтал найти место для постоянной экспозиции макета. Он умер 16 лет назад, так и не воплотив своею мечту в жизнь…
После этой поездки мы решили восстановить макет и поместить его на третьем этаже гимназии. Был организован оргкомитет, который разрабатывал концепцию новой экспозиции. Так появился в гимназии зал  «От детинца до кремля».

Я очень благодарна нашей воспитаннице Александре Гайсиной, которая взялась за восстановление макета. Около года она занималась реставрацией, она же и раскрасила макет, который первоначально был белым. Позже  в зале появились  уникальные археологические экспонаты, информационные стенды. Мы ещё планируем дополнить экспозицию фигурками Александра Невского, других исторических персонажей и  простых жителей Новгорода.

Новому залу ещё нет и года, но он уже работает. Причём экскурсии, которые пользуются большим спросом, проводит наш учитель истории, один из лучших экскурсоводов Великого Новгорода, Игорь Олегович Петров.  Представляете,  сколько материалов о нашем кремле можно изучать!  В том числе и о Новгороде в период Великой Отечественной войны и о его послевоенном восстановлении из руин.  Эта информация неиссякаема.

И ещё  действует  у нас выставочный зал творческих работ детей из художественных классов и воспитанников, занимающихся дополнительным образованием. И там мы тоже проводим экскурсии.

 Все эти залы и музей Каберова работают на город. И я считаю,  что это очень правильно. Ведь  предназначение музея в том, чтобы его экспонаты побуждали ребят узнавать как можно больше о тех людях, которые жили и воевали на нашей земле.  
Так всё у нас соединилось,   начиная с древности и заканчивая современностью. И детям это нравится. Мы это видим. Они в красивую школу приходят. Они ничего не портят. Они учатся уважать историю своей страны, которая для каждого начинается со своей семьи, со своей гимназии.

В этом году первые школьные экскурсоводы Зала Памяти Героев получат аттестаты зрелости и уйдут из гимназии. На ежегодном празднике «Достояние года», который традиционно проходит в мае, они передадут эстафету шестиклассникам, которые серьёзно готовятся к этой ответственной работе. И вахта памяти продолжится. А музеи и  выставочные залы  новгородской гимназии №4 по-прежнему будут открыты для всех, кто интересуется историей своей страны, своего города, кто хочет узнать больше о людях, которые защищали эту землю, не щадя собственных жизней.

Светлана Чернягова
Виталий Левицкий (фото)