Сайт депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова Воскресенье, 09 мая 2021
Соседи в социальной сети ВКонтакте

«Пока жива память, будет жить и школа»

12 февраля 2021

В Великом Новгороде вышла в свет книга «Дорогие сердцу воспоминания», посвящённая истории Новгородской средней школы №24. Это учебное заведение приняло первых воспитанников в 1972 году, а через 37 лет решением власти в связи с оптимизацией системы образования оно было закрыто. Желание педагогов и выпускников сохранить память о школе, которая дала путёвку в жизнь тысячам новгородцев, воплотилось в издании книги «Дорогие сердцу воспоминания».

Возглавила эту работу учитель химии высшей квалификационной категории, дважды победитель Всероссийского проекта «Образование» Нина Семёновна Баженкова.

 «Довольно большой отрезок жизни, педагогической деятельности я посвятила школе №24, - пишет Нина Семёновна в предисловии к изданию. – Я была единственным учителем химии в школе (1975-2000 гг.), и за эти годы все дети, которые обучались в нашем учебном заведении, прошли через мои руки. Я хорошо помню, как шло становление педагогического и ученического коллективов. Нельзя, чтобы история такой замечательной школы канула в лету, надо, чтобы о ней помнили».  
В книге –  уникальные фотографии и воспоминания учителей о том времени, когда они были молодыми и энергичными, полными творческих идей, и когда все задуманное получалось и сбывалось. А также рассказы выпускников о школьных праздниках,  о многодневных походах по родному краю, о встречах с Героем Советского Союза И.А. Каберовым…Эти пронзительные истории раскрывают с неожиданной стороны события тех лет.

«Пока жива память, будет жить и школа», - считает автор книги Н.С. Баженкова. Нина Смёновна выражает признательность всем учителям и выпускникам, поддержавшим этот проект. Особая благодарность - Федотову Анатолию Александровичу, выпускнику 1979 года. Благодаря его поддержке книга была издана.

Сегодня мы публикуем воспоминания депутата Новгородской областной Думы Анатолия Федотова из книги, посвящённой истории Новгородской средней школы №24.  

Детство наше было счастливым

Человеку свойственно стремиться к переменам. Это вполне естественно, ведь жизнь не стоит на месте. Но со временем понимаешь, что и прошлый опыт бесценен. А скидывая его со счетов, мы лишаем себя чего-то очень важного. Того, что когда-то закалило наш характер, позволило двигаться дальше, преодолевая препятствия на пути к  тем самым переменам в своей судьбе.
Спустя сорок лет после школьного выпускного бала по-новому видятся  события, которые во многом определили жизнь нашего поколения школьников 70-х-80-х годов. Вот наиболее яркие из них.

Наша школа

Школа №24 открылась в 1972 году. Это было время, когда  в Новгороде строилось много учебных заведений. Фактически все школы и гимназии  в Западном районе областного центра были возведены именно в те годы.  А потом началась перестройка, и в городе более  20 лет новые средние учебные заведения не открывались. Только в последние годы появились 26 и 27 школы.
В год, когда в нашем учебном заведении позвенел первый звонок, рядом кипела огромная стройка. Вокруг были  краны и другая техника. Западный район возводился ударными темпами. В 1970 году появилась улица Ломоносова, затем - улица Зелинского, где находилась школа, а проспекта Мира не было вообще. За порогом школы начинались поля,  а за ними – лес. Я помню, что когда садилось солнце,  поля были залиты светом…

Так совпало, что именно в сентябре 1972 года наша семья переехала в Новгород. Мы не успели к торжественной линейке, и в четвёртый класс новой школы я пошёл на неделю позже. Поэтому первые мои воспоминания связаны не с праздничной датой,  а  с обычными буднями. В то время, хотя улицу Зелинского уже  заасфальтировали,  строительная техника, которая по ней ездила, была в глине. И кругом была глина, ведь во дворах, где жили ученики, тоже велось строительство. Тогда очень много домов сдавали, а благоустройство зачастую отставало. К тому же погода была дождливая. Поэтому все в школу шли исключительно в сапогах, у входа стояли скребки, с помощью которых счищали с обуви липкую грязь. Рядом находилось огромное корыто, в котором мы полоскали обувь,  после чего могли войти в раздевалку и переобуться.

Само учебное заведение по тем временам было отделано и оборудовано идеально. Свежевыкрашенные стены, большие окна, светлый блестящий паркет. Актовый и спортивный залы,  парты, кабинеты, учебники - все было новое.

В моей бывшей школе в другом городе учились дети из коммуналок, бараков и частных домов. Мои новгородские одноклассники,  в основном,  жили в новостройках. Поэтому учителя говорили: «Вы живёте в хороших условиях, поэтому  должны хорошо учиться». На меня эти наставления  производили впечатление,  и я старался.

Наши наставники

Классным руководителем у нас тогда была преподаватель математики Нина Александровна Абрамова (сейчас – Волкова).  Мы были  первым классом молодой учительницы,  поэтому всё своё свободное время она посвящала нам. Редкий случай, когда мы после уроков могли сразу пойти домой. Мы либо слушали классическую музыку, либо вслух читали какую-нибудь статью в газете, либо что-то обсуждали, либо готовились к какому-нибудь празднику. Жизнь была насыщенной событиями.
После 8 класса у нас сменился классный руководитель. Нина Александровна ушла в декрет,   а нашим наставником стала преподаватель химии Нина Семёновна Боженкова.

 Она очень хорошо знала свой предмет, но всегда подчёркивала,  что для нее главное не только научить нас химии, но воспитать порядочных, трудолюбивых  людей, достойных граждан своей страны.

В связи с этим хочется рассказать об одном событии. Мы проводили школьный вечер к 8 марта. Подобные мероприятия обычно начинались в 17 часов и длились до 21 часа.  Уроки  закончились в 2 часа,  а в 3 уже все пришли в школу, чтобы сделать последние приготовления. Вечер был в разгаре, когда где-то в 8 часов в микрорайоне из-за аварии погас свет. Нам пришлось раньше времени уйти домой. Свет так и не дали, и мы на следующий день пошли в школу с невыученными уроками. По расписанию была химия.  Нина Семёновна на каждом уроке к доске вызывала человек по 8. Так было и на этот раз. Мы сказали,  что не смогли подготовиться, т.к. проводили вечер,  а потом не было света, на что учитель ответила: «В 6 часов уже светло. Вы должны были встать утром пораньше и выполнить задание». В тот день она всем,  кто не ответил у доски,  поставила двойки. Тогда многие возмущались и расстраивались, но став взрослыми людьми, при выборе педагогов для своих детей, предпочтение отдавали строгим и ответственным преподавателям…

Мы изучали азы предмета, который преподавал наш классный руководитель,  не только на уроках. Одно из ярких воспоминаний о том периоде времени –  тематический вечер «Чудеса своими руками», посвящённый химии. Мне поручили открывать это мероприятие. Я должен был внести в класс чистый лист ватмана и  распылить на нём серную кислоту. Было запланировано,  что после вступления кислоты в реакцию с каким-то веществом, нанесенным на плакат, на нём проявится название вечера. Эта задача была выполнена, а вот сам исполнитель из-за того,  что неточно выполнил инструкцию, понёс потери. Дело в том, что все манипуляции я должен был производить в перчатках, но в суете забыл об этом. И когда распылил кислоту, решил поправить усы. В результате,  пострадали и усы,  и кожа...

Ошибки, казусы, огорчения – конечно, все это было, как без этого. Но, главное, я до сих пор помню некоторые формулы из органической химии. Нас учили в школе так, что мне хватило школьных знаний на весь первый курс. Я тогда сдал экзамен по химии, не заглядывая в учебник…

Наши учителя были, в большинстве своём, преданы профессии,  и стремились привить любовь преподаваемым предметам своим ученикам. Правда,  не всегда у нас получалось оправдывать эти ожидания…

Помню, после 8 класса я увлекся греблей и посвящал спорту значительную часть своего времени. Добился неплохих результатов, но постепенно учебные и спортивные планы стали приходить в противоречие.

У нас была учитель литературы Куцеволова Надежда Михайловна. Она очень любила творчество Льва Толстого и много времени посвящала его произведениям. К юбилею классика русской литературы мы писали конкурсные сочинения. Я стал одним из победителей, а наша школа выиграла поездку в Ясную Поляну. Должны были ехать  6 человек,  в их числе и я. И как раз дата поездки совпала с финалом всероссийской спартакиады школьников. Я готовился к соревнованиям весь сезон и не мог от них отказаться.  Надежда Михайловна искренне не могла понять,  как я могу поставить спортивные соревнования выше  возможности  побывать в местах, связанных с жизнью великого писателя, и обиделась на меня. Я долго чувствовал себя виноватым, хотя и не жалел о своём решении. Но в Ясную Поляну так до сих пор и не съездил…

Такими были наши учителя, о которых остались самые тёплые воспоминания. Они  дали нам  хорошие знания, благодаря которым мы смогли состояться в жизни.

Наши традиции

Чем мне запомнился год,  когда открылась школа? В 1972 году все отмечали 50-летие СССР. Пионерская дружина готовила вечер,  посвящённый союзным республикам. Нашему классу досталась Молдавия. Мы должны были знать герб этой республики, национальные костюмы, традиции. Ребята так увлечённо готовились к мероприятию, что,  уверен,  многие, до сих пор помнят всю эту информацию.

Особенным был для нас год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне -1975-й. Было принято решение выставить пост номер один у Вечного огня в Новгородском кремле. Вахту памяти должны были нести представители всех школ. В течение нескольких месяцев шёл конкурс среди учебных заведений за право первым заступить на пост. Наша школа заняла в нём третье место. Получилось так,  что ребята из школ, занявших первые места,  дежурили у Вечного огня в апреле и в начале мая, а мы заступали  на пост как раз в День Победы. У нас тогда был серьёзный конкурс за право стоять в почетном карауле именно 9 мая, и я вместе со своими товарищами оказался в числе счастливчиков. Мы долго тренировались, прежде чем приступить к почётной миссии. В день Победы  все были в строевой форме,  шли от нашей школы к кремлю пешком. Бульвара Юности, который проходит через вокзал, тогда ещё не было, и мы добирались длинным путём целый час, с 8 до 9 утра. Впереди шёл один наш боец с флажком, сзади – другой.

  Это был  очень большой праздник,  присутствовало много ветеранов с орденами и медалями на груди. Все было торжественно и трогательно и, конечно,  врезалось в память навсегда…

Не менее запоминающимися  были и традиционные встречи с ветеранами войны в школе Во время таких уроков мужества было видно,  что они к нам приходили не по разнарядке. Эти люди  хотели, чтобы мы знали о трагедии нашего народа, о его подвиге. Их рассказы очень отличались от фильмов, которые шли по телевизору. Все было более буднично и более страшно,   ведь это была неприкрытая правда…

Однажды к нам пришёл  Игорь Александрович Каберов. Нас тогда позвали в актовый зал. Я смотрю – выступает человек в военной форме,  ему тогда за 50 было. На погонах  - три звезды. Думал, он – лейтенант. Оказалось -  полковник, Герой Советского Союза. Это был год,  когда Игорь Александрович выпустил книгу «В прицеле – свастика». На встрече он  рассказывал о ней и подписывал ребятам экземпляры. Мне тоже достались его воспоминания с автографом. Я очень рад,  что память об этом человеке чтут в Великом Новгороде, а в гимназии №4 есть мемориальный музей героя, где хранятся его фотографии, книги, рукописи.

Нужно отметить,  что круг интересов школьников 70-х-80-х годов был очень широк. К примеру,  мы с нетерпением ждали, когда состоится полёт в космос корабля с советско-американским экипажем «Союз-Аполлон». Мы знали,  что наши космонавты дышали чистым кислородом,  а американцы воздухом, и ждали момента,  когда они откроют шлюз, очень переживали за них...
А ещё мы каждый год ездили в Санкт-Петербург, либо в театр, либо на экскурсию, и это были очень значимые события для нас.
Незабываемы наши поездки в колхоз, участие в демонстрациях 1 мая и 7 ноября, когда девочки несли цветы, а самые крепкие ребята – плакаты с портретами членов политбюро.

В то время учащиеся всех школ собирали металлолом и макулатуру. Если с макулатурой все были более-менее в равных условиях, то с металлоломом у нас было значительное преимущество, т.к. рядом были стройки. Металлолома мы привозили горы. И пока все это богатство  лежало на школьном дворе,  приходили  представители соседних строек и забирали нужные вещи – кто сварочный аппарат, кто – какие-то заготовки. Тогда нужные вещи не держали под замком, все находилось прямо на стройплощадках,  а дети не разбирали, где отходы,  а где инвентарь…

Ещё в школе по традиции выпускники должны были подготовить свой класс для ребят,  которые будут учиться здесь после них. Поэтому мы с мамами и папами все весенние каникулы занимались ремонтом помещения и инвентаря. Кроме того,  в старших классах мы постоянно чистили снег вокруг школы, освобождали от него двухэтажную часть здания. Нам доверяли менять электровыключатели, светильники. И поэтому, когда я стал депутатом и приходил в школы своего округа, поначалу удивлялся тому,  что с подобными проблемами учителя обращались ко мне. Расчистить кустарник,  покосить траву,  поправить забор… Если сами не могли это сделать, то  приводили родителей.  Конечно, все эти трудовые навыки нам пригодились в жизни.

Осталось в памяти сочинение «Какой я вижу школу через 20 лет», которое мы писали в классе. Я тогда нафантазировал, что на территории нашего учебного заведения будет фонтан.  К сожалению, через 20 лет было не до фонтанов. В 90-е годы, когда я уже был депутатом,  не очень любил приходить в родные стены. Учителя и администрация по-прежнему делали для своих воспитанников все, что могли, но не было здесь уже былого благополучия. Меня это расстраивало, и я, конечно,  старался помогать своей школе. А потом  школа №24  вообще перестала существовать. Здание осталось, но среднее образование здесь теперь не получают. Из-за кризиса и снижения рождаемости в 90-е годы потребность в этом учебном заведении отпала. Так, во всяком случае, мотивировали свое решение власти, идя на эту меру.

Но ничто не проходит бесследно. Многие считают, что 70-80-е годы 20 века – один из лучших периодов в стране. Согласен с этим мнением.  У нас было счастливое детство. А дух нашей школы живёт в каждом её выпускнике. И мы благодарны всем, кто был рядом с нами в этот прекрасный  период.

В публикации использованы снимки из личного архива А.А.Федотова

Вск, кто заинтересовался этим изданием, могут найти его в магазине "Империя" по адресу: великий новгород, ул. Кочетова, д.10
книги образование

Похожие материалы:

Читаем Достоевского с доктором филологических наук

29-30 сентября в здании лектория Новгородского музея-заповедника (Кремль,7) состоится научно-пра...

Великий Новгород ждет книжный голод

Опыт подсказывает, что как только объявляется год чего-то: Культуры, Литературы, - стоит быть гот...