Нижегородская дума рассмотрела региональный бюджет в первом чтении

Состоялось заседание комитета Новгородской областной Думы по бюджету, налогам и тарифам. Ключевым вопросом стало рассмотрение в первом чтении проекта областного бюджета на 2022-2024 годы. Депутаты положительно оценили его, рекомендовав к принятию. Помимо этого, они рассмотрели и одобрили бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Как это происходит

В Российской Федерации процесс формирования бюджета субъекта развернут в несколько этапов. Сначала Министерство финансов в данном случае области собирает прогнозные показатели доходов от налогов и сборов, а также объёмы межбюджетных трансфертов, которые поступают на федеральном уровне. Затем происходит согласование запрашиваемых средств с органами власти региона для финансирования расходных обязательств. После этого формируется проект бюджета, выносимый на рассмотрение законодательного органа в первом чтении. Проходят слушания и внесение поправок, после чего окончательный вариант утверждается во втором и третьем чтениях. Одним словом, бюджет региона формируется с учётом всех мнений и позволяет гарантировать финансирование приоритетных функций региональной власти.

Правки

В процессе формирования и исполнения бюджета субъекта РФ есть возможность добавления корректировок и изменений. Так, на этапе вынесения проекта бюджета на рассмотрение законодательного органа в первом чтении депутаты могут предложить поправки, уточнить размеры доходов и расходов. После принятия появляется возможность коррективов при необходимости в случае значимых отклонений параметров от прогнозируемых. Правительство субъекта вправе вносить изменения в закон о бюджете, которые утверждаются парламентом. Для этого есть определённый процедурный порядок. Ещё один вариант – принятие уточняющего бюджета на текущий финансовый год в случае необходимости подправить показатели.

Причины корректировок

Внесение изменений может происходить по ряду оснований. Одним из наиболее частых являются существенные отклонения фактических показателей от прогнозируемых, например, из-за изменения конъюнктуры рынка или налогового законодательства. Также поправки могут касаться корректировки целевых расходов в случае необходимости перераспределить средства на приоритетные нужды. Изменения вносятся при утверждении федеральным бюджетом неподходящей суммы межбюджетных трансфертов региону. Еще одна ситуация – приобретение регионом долгосрочных финансовых обязательств, требующих корректировки доходов и расходов бюджета. Одним словом, основаниями служат факторы, влияющие на объём поступлений и расходов.

Что ещё надо учитывать?

Чтение по бюджету – это процедура рассмотрения и обсуждения проекта бюджета в законодательном органе власти (обычно парламенте) в несколько этапов. У каждого есть свой смысл.

Первое чтение – предварительное рассмотрение основных параметров бюджета. Депутаты знакомятся с доходами, расходами, дефицитом/профицитом, оценивают целевые расходы.

Второе чтение – детальное обсуждение каждой статьи расходов и доходов. Депутаты вносят поправки, уточнения. Третье – окончательное голосование за проект с внесенными изменениями.

Так чтение позволяет депутатам тщательно проанализировать бюджет, внести исправления, принять окончательное решение. Дает возможность заинтересованным лицам и общественности высказать свою позицию на открытых слушаниях.

Кто этим занимается?

Обладать полномочиями по принятию областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ и уставом области может только представительный орган государственной власти – областная Дума, которая рассматривает проект бюджета на нескольких чтениях, вносит поправки, и утверждает окончательный вариант. В то же время как исполнительная власть области, в том числе министерство финансов, участвует в подготовке и обсуждении проекта, но не обладает самостоятельными полномочиями по утверждению.

О какой информации идёт речь?

Проект бюджета формируется на основании данных прогноза социально-экономического развития региона, разрабатываемого органами власти субъекта РФ. В него закладываются прогнозные показатели по доходам от налогов и сборов, поступающих в бюджет, которые рассчитываются с учетом таких факторов как ожидаемые темпы инфляции и экономического роста, динамики налоговой базы по ключевым налогам. Также учитываются ориентировочные объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. На основе этих данных рассчитывается прогнозная доходная часть регионального бюджета, а ещё планируется расходная часть под запросы органов власти на финансирование соответствующих обязательств.

Достоверность информации, лежащей в основе формирования проекта бюджета, проверяется несколькими органами. Прежде всего, контрольно-счетная палата субъекта РФ осуществляет экспертизу прогноза социально-экономического развития и данных, на него опирающихся, путем анализа их обоснованности и реализуемости. Кроме того, министерство финансов субъекта проверяет корректность расчета прогнозных показателей доходов и сопоставляет их с данными органов о формировании собственных и федеральных налогов. Наконец, в ходе рассмотрения проекта бюджета в законодательном органе депутаты могут потребовать от министерств и ведомств предоставления дополнительных пояснений и доказательств, подтверждающих достоверность информации, положенной в основу проекта.

На что идут средства?

При разработке проекта областного бюджета приоритетное внимание уделяется социальным направлениям финансирования, так как это определяет качество и уровень жизни населения региона. Такие сферы как образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита населения традиционно получают наибольший объем средств, поскольку обеспечивают конституционные права граждан на бесплатное медицинское обслуживание и образование. Приоритетны также направления, охватываемые национальными проектами и стратегией развития региона, поскольку они способствуют решению наиболее значимых социально-экономических задач субъекта РФ.

Реакция

При разработке проекта областного бюджета и рассмотрении направлений расходования средств важное значение имеет обратная связь от общественности. Законодательный орган при проведении публичных слушаний по бюджету выступлениям предоставляет возможность озвучить свою позицию заинтересованным лицам, представителям НКО, бизнес-сообщества и жителям региона. Их мнение учитывается при внесении поправок в бюджетную смету или корректировке приоритетов трат. Кроме того, на сайте органов власти размещаются проекты нормативных правовых актов по бюджету с функцией обратной связи, позволяющей гражданам присылать свои предложения. Данные механизмы обеспечивают прозрачность и учёт общественного мнения при распределении бюджетных средств.

Кто следит за реализацией?

Исполнение бюджета находится под контролем со стороны нескольких органов власти. Контрольно-счетная палата субъекта РФ проводит финансовый мониторинг. Она же проводит экспертизу законности расходования средств и эффективности бюджетных ассигнований. Министерство финансов осуществляет текущий мониторинг поступлений и трат, анализирует отклонения от утвержденных показателей, в случае необходимости может предлагать внести коррективы в бюджет. Областная Дума рассматривает отчеты исполнения бюджета ежеквартально и годовой отчет с целью оценки целевого расходования средств. Счетная палата РФ также проверяет использование консолидированного бюджета региона в рамках федерального контроля.

Проблемные моменты

К сожалению, большинство населения в России пассивно относится к процессу формирования и исполнения бюджета на региональном и местном уровне. Граждане довольно редко посещают публичные слушания по бюджету, не знакомятся с его проектами и отчетами об исполнении, не задают вопросов депутатам и чиновникам о направлениях расходования налоговых денег местного бюджета, о причинах изменений в расходах год от года. В итоге значительная часть населения страны не имеет четкого понимания, как именно формируется местный бюджет, какие приоритеты в нем заложены, куда конкретно тратятся средства, откуда берутся данные для прогнозов доходов и расходов. Это создает риски недостаточной открытости и контролируемости процесса.

Поднятие уровня финансовой грамотности населения крайне важно, так как это даёт предпосылки для более активного и осознанного участия жителей в процессах формирования и исполнения бюджета на региональном уровне. А это уменьшает риски потери средств.

Чем лучше граждане поймут принципы разработки и реализации бюджета, его структуру доходов и расходов, источники поступления средств в бюджет и направления их расходования, тем активнее станут интересоваться данным процессом, приходить на публичные слушания с вопросами и комментариями, анализировать отчетность о бюджетном исполнении. Это в свою очередь позволит наладить более конструктивный диалог между властью и обществом по поводу расходования средств налогоплательщиков на региональном уровне и усилит общественный контроль за целевым использованием средств.

Обеспечение прозрачности всего процесса работы с бюджетом на региональном уровне играет критически важную роль. Только при соблюдении принципа открытости на всех этапах – от разработки проекта бюджета и утверждения его показателей до отчетности об исполнении – можно добиться реального контроля со стороны общества и предотвратить коррупцию. Для этого необходим доступ к полной и детализированной информации о бюджетном процессе, возможность задавать вопросы чиновникам на открытых слушаниях, ознакомление жителей с актуальными данными об изменениях в доходах и расходах, объяснение причин перераспределения средств. Такая честная и понятная для всех политика в сфере бюджета способна вернуть доверие общества к власти.